107  И  125  ОТДЕЛЬНЫЕ  СТРЕЛКОВЫЕ  БАТАЛЬОНЫ  СВАГ
по охране и сопровождению репарационных грузов.

 

Основанный на документах Государственного архива Российской Федерации краткий обзор деятельности 107 и 125 отдельных стрелковых батальонов СВАГ по охране и сопровождению репарационных грузов из Германии в СССР.

В июле 1945 г. в структуре СВАГ был создан Отдел репараций и поставок, преобразованный в декабре того же года в Управление. На него возлагалось практическое осуществление принятого на Берлинской конференции руководителей СССР, США и Великобритании решения «О репарациях с Германии». Основной задачей Управления репараций и поставок являлась организация поставок вновь изготовляемого оборудования, промышленных и сельскохозяйственных товаров из Германии в СССР в счет возмещения убытков, причиненных Советскому Союзу военными действиями и оккупацией советской территории. Планы товарных поставок по количеству, номенклатуре и в ценностном выражении составлялись с учетом потребностей народного хозяйства СССР и утверждались Советским правительством.

С первых же дней работы Управления репараций и поставок (УРиП) СВАГ возникла насущная необходимость обеспечения охраны репарационных грузов на складах, в портах и в пути следования по железной дороге. Перед руководством СВАГ и Министерства внешней торговли был поставлен вопрос о выделении для этого специальных частей с оперативным подчинением их Управлению репараций и поставок. Однако к началу перевозок этот вопрос решить не удалось.

Когда в конце ноября 1945 г. началась массовая перевозка сахара, команды охраны для сопровождения поездов выделялись из различных частей ГСОВГ. Проконтролировать работу этих команд было невозможно, поскольку они выделялись только на один рейс и перед руководством Управления не отчитывались. Склады, открытые к тому времени в землях (провинциях), охранялись немецкой полицией, войсковая охрана для этого не выделялась. Нередки были случаи простоя транспортов из-за несвоевременной высылки частями ГСОВГ команд сопровождения.

Командованием Красной Армии предпринимались определенные меры по исправлению ситуации. Так, в соответствии с директивами Генерального штаба Красной Армии за №№ Орг/12/19326, Орг/12/19327 и Орг/12/19328 (все от 23.12.45 г.) для сопровождения и охраны транспортов с репарационными грузами в состав ГСОВГ из внутренних округов были направлены десять местных стрелковых батальонов. При этом три батальона из Барановичского военного округа (база НКО № 3603, г. Брест) следовали в Берлин. Еще один батальон оттуда же и два батальона из Львовского военного округа (база НКО № 3602, г. Ковель) прибывали в Дрезден. Из Особого военного округа (база НКО № 334, г. Инстербург) два батальона направлялись в Шверин. Еще два батальона назначением Галле прибывали из Львовского военного округа (база НКО № 261, г. Хыров). По прибытии батальоны сразу же зачислялись на все виды довольствия и поступали в подчинение начальника Тыла ГСОВГ. Команды для охраны транспортов из войск и запасных частей Группы больше не выделялись, а уже выделенные подлежали возврату в свои части. Отныне подразделения охраны назначались распоряжением начальника Тыла ГСОВГ из местных стрелковых батальонов по заявкам начальника Отдела репараций СВАГ.

 

К концу апреля 1946 г. специально для охраны репарационных грузов были сформированы 107 (командир — майор Капуста) и 125 (командир — капитан Горин) отдельные стрелковые батальоны. Они формировались, как батальоны охраны транспортов по утвержденному 02.08.45 г. НКО СССР штату № 23/926. Отдельный стрелковый батальон охраны транспортов (осбот) имел численность 500 человек и состоял из четырех стрелковых рот. Каждая рота включала в себя восемь команд охраны. В команду охраны помимо коменданта транспорта в звании лейтенанта входили его помощник-сержант и 12 стрелков-красноармейцев. Каждая команда была вооружена двумя пистолетами (комендант и его помощник), четырьмя ручными пулеметами, и десятью пистолет-пулеметами.

Приказом Главноначальствующего СВАГ № 0300 от 24.04.46 г.1 оба батальона сначала были оперативно подчинены Управлению репараций и поставок СВАГ, а затем переданы ему в соответствии с директивами Генштаба ВС СССР за № Орг/1/97 от 05.05.46 г. и Главкома ГСОВГ за № Орг/1/00644 от 12 .05.46 г. Приказ Главноначальствующего СВАГ – Главнокомандующего ГСОВГ о передаче батальонов был объявлен приказанием СВАГ № 035 от 04.06.46 г. Местом дислокации 107 осбот был определен г. Росток, 125 осбот — г. Лейпциг.

 

Однако начальника Управления репараций и поставок генерал-майора Л. И. Зорина, в чье распоряжение передавались батальоны, ожидало неприятное открытие: оба батальона поступили к нему с чудовищным некомплектом личного состава. Впрочем, как явствует из документов, для руководства СВАГ это сюрпризом не являлось, поскольку еще 15 июня заместитель начальника Штаба СВАГ генерал-лейтенант Г. С. Лукьянченко в своей докладной записке обращал на это внимание начальника Штаба ГСОВГ генерал-полковника М С. Малинина. В этой же докладной записке Лукьянченко просил отдать распоряжение Отделу укомплектования Штаба Группы «о выделении рядового и сержантского состава на укомплектование 107 и 125 отдельных стрелковых батальонов по сопровождению и охране репарационных грузов из Германии в СССР из частей Группы Войск за счет лучшего состава бойцов».

Докладная записка Г. С. Лукьянченко о некомплекте в принятых 107 и 125 осбот.
Докладная записка Г. С. Лукьянченко о некомплекте в принятых 107 и 125 осбот.
ГАРФ, ф. 7317, оп. 49, д. 20, л. 247. Для просмотра щелкнуть по изображению.

В акте о передаче 107 осбот в полное подчинение Управлению репараций и поставок, составленном 21 июня 1946 г., указывалось, что при штатной численности 500 чел. списочная численность батальона составляла лишь 273 чел., причем из них еще 13 чел. подлежали демобилизации. С вооружением тоже было не все в порядке. Вместо полагавшихся по штату 36 ручных пулеметов и 369 пистолет-пулеметов батальон имел на вооружении ручных пулеметов — 28, винтовок и карабинов — 292, пистолет-пулеметов — 130.

В 125 осбот дела обстояли еще хуже, там списочная численность личного состава по состоянию на 10 июня 1946 г. составляла всего 235 человек, при этом на вооружении числилось только 9 ручных пулеметов, 189 пистолет-пулеметов и 22 винтовки. Через месяц некомплект в батальоне несколько вырос и составлял 296 единиц сержантского и рядового состава.

Выявилась и еще одна проблема. Поскольку батальоны переводились на довольствие из местных ресурсов провинций, отныне они должны были самостоятельно заготавливать себе продовольствие по нарядам АХУ СВАГ. Однако этому препятствовало полное отсутствие в батальонах автотранспорта: из положенных по штату двух грузовых автомашин 125 осбот не имел ни одной, а автомашины 107 осбот требовали капитального ремонта. Начальник Управления репараций и поставок Л. И. Зорин в своей докладной записке на имя начальника Штаба СВАГ М. И. Дратвина от 30 июня 1946 г. просил как можно быстрее укомплектовать батальоны, поскольку «отсутствие личного состава может вызвать задержку в вывозе репарационных грузов из-за отсутствия команд охраны». Также он ходатайствовал «о срочной выдаче и замене автомашин в батальонах, иначе они не будут иметь возможности заготавливать продукты для личного состава».

Докладная записка Л. И. Зорина о некомплекте в принятых 107 и 125 осбот.
Докладная записка Л. И. Зорина о некомплекте в принятых 107 и 125 осбот.
ГАРФ, ф. 7317, оп. 49, д. 21, л. 204. Для просмотра щелкнуть по изображению.

Надо отметить, что проблема огромного некомплекта личного состава была общей для всех частей и учреждений СВАГ. Эту проблему удалось решить лишь незадолго до ликвидации СВАГ в 1949 г. Начальник Организационно-учетного отдела СВАГ полковник В. К. Гусев докладывал в Отдел укомплектования и службы войск ГСОВГ, что общий некомплект сержантского и рядового состава по СВАГ по состоянию на 1 июля 1946 г. составляет 10 826 штатных единиц.

План укомплектования сержантским и рядовым составом частей СВАГ по состоянию на 1 июля 1946 г.
План укомплектования сержантским и рядовым составом частей СВАГ по состоянию на 01.07.46 г.
ГАРФ, ф. 7317, оп. 49, д. 21, л. 61. Для просмотра щелкнуть по изображению.

Ситуация сложилась тупиковая. Хотя Главнокомандующий ГСОВГ одновременно являлся Главноначальствующим СВАГ, самостоятельно решить вопрос укомплектования СВАГ он был не в состоянии. Поскольку СВАГ находилась в подчинении Совета Министров СССР, Главком мог пополнить СВАГ личным составом за счет частей ГСОВГ только по специальному разрешению Генерального штаба ВС СССР. Об этом заместитель начальника Штаба ГСОВГ генерал-майор М. А. Лаврентьев известил начальника Штаба СВАГ генерал-лейтенанта М. И. Дратвина в письме от 03. 07. 46 г. На этом письме заместитель начальника Штаба СВАГ по военным вопросам генерал-лейтенант Г. С. Лукьянченко в сердцах наложил резолюцию: «Нужно в конце концов договориться с Центром по вопросам укомплектования».

Письмо зам. начальника штаба ГСОВГ М. А. Лаврентьева от 03.07.46 г. с резолюцией зам. начальника Штаба СВАГ Г. С. Лукьянченко.
    Письмо зам. начальника Штаба ГСОВГ М. А. Лаврентьева от 03.07.46 г. с резолюцией зам. начальника Штаба СВАГ Г. С. Лукьянченко. ГАРФ, ф. 7317, оп. 49, д. 21, л. 85. Для просмотра щелкнуть по изображению.

В этих условиях руководством Управления репараций и поставок было принято решение задействовать батальоны раздельно.

125 осбот использовался по своему прямому назначению, т. е. для охраны и сопровождения транспортов с репарационными грузами до порта Штеттин, а также до внутренних портов и  выходных пограничных станций Советской оккупационной зоны.

107 осбот применялся только для наружной охраны открытых к этому времени портов Висмар, Росток и Варнемюнде. Списочная численность батальона позволяла осуществлять охрану лишь по внешней стороне ограждения портов, на вышках и закрывать по одному посту у входных и выходных ворот. Охрану складов и открытых площадок с уложенными на них грузами несли команды немецкой полиции.

Ввиду того, что контроль за работой частей охраны оставался слабым, в Управлении репараций и поставок было создано отделение охраны и контроля за сохранностью репарационных грузов. Однако помогло это мало. Первая же серьезная проверка 107 и 125 осбот, проведенная специальной комиссией в период с 16 по 21 сентября 1946 г., показала, что в обоих батальонах дела обстоят настолько плохо, что без вмешательство высших должностных лиц СВАГ не обойтись. Результаты проверки отражены в приказе № 0305 от 03.10.46 г. за подписями заместителя Главноначальствующего СВАГ генерал-полковника П. А. Курочкина, члена Военного совета СВАГ генерал-лейтенанта Ф. Е. Бокова и врид начальника Штаба СВАГ генерал-лейтенанта Г. С. Лукьянченко. Несоблюдение распорядка дня и замусоренная территория выглядят безобидно на фоне откровенно низкого уровня боевой подготовки. При этом выяснилось, что боевой учебой была охвачена лишь незначительная часть личного состава батальонов. Плохое знание уставов и наставлений, как солдатами, так и офицерами усугубляло положение. Из текста приказа следует, что в 107 осбот «солдаты стрельбе совершенно не обучены. Учебных приборов нет. Оружие не пристреляно. Учет боевых патронов запущен». Воспитательной работой и организацией досуга личного состава никто не занимался, фильмы демонстрировались преимущественно немецкие. Бытовые условия в батальонах также были безобразными, в казармах грязно, обмундирование и туалетные принадлежности хранились под матрацами. Выглядело это войско тоже далеко не идеально. В приказе отмечается, что внешний вид бойцов неряшлив, а в 107 осбот к тому же «много солдат ходят в немецких шинелях». Караульная служба в батальонах организована неудовлетворительно, контроль за ней со стороны командования батальонов не обеспечен. Неудовлетворительным признано и состояние воинской дисциплины, особенно в 125 осбот, где за текущий год было зафиксировано 30 случаев чрезвычайных происшествий.

Из этой безрадостной картины выводы командование сделало соответствующие. Командир 125 осбот капитан Горин «за неудовлетворительную организацию боевой подготовки и низкое состояние воинской дисциплины среди личного состава» от занимаемой должности был отстранен и назначен с понижением. Командир 107 осбот майор Капуста также был снят с занимаемой должности с формулировкой «за отсутствие надлежащего порядка в батальоне, низкое состояние воинской дисциплины и плохую организацию боевой подготовки и караульной службы». Начальнику Отдела кадров СВАГ полковнику Г. М. Уварову было приказано до 15 октября 1946 г. пересмотреть офицерский состав батальонов. Офицеров, которые по своим морально-политическим качествам «не могут быть оставлены за границей из батальонов убрать».2 Должности командиров взводов следовало укомплектовать за счет офицеров, прибывших из Свердловского пехотного училища. Не остался без внимания и начальник Управления репараций и поставок генерал-майор инженерно-технической службы Л. И. Зорин. Ему было указано на «неудовлетворительное состояние 107 и 125 отдельных батальонов и отсутствие с его стороны должного контроля за деятельностью этих батальонов». Командование СВАГ потребовало от Зорина в кратчайший срок навести в батальонах надлежащий порядок и доложить Главноначальствующему об исполнении 1 ноября 1946 г.

Понимая, что одними дисциплинарными мерами создавшееся положение исправить невозможно, Главноначальствующий СВАГ издал приказ № 0336 от 19.10.46 г. о мероприятиях по улучшению руководства и обслуживания 107 и 125 осбот.

Приказ Главноначальствующего СВАГ № 0336 от 19.10.46 г.    Приказ Главноначальствующего СВАГ № 0336 от 19.10.46 г.
Приказ № 0336 от 19.10.46 г. ГАРФ, ф. 7317, оп. 7, д. 27, лл. 125-126.
Для просмотра щелкнуть по изображению.

Прежде всего этим приказом вносились частичные изменения в приказание СВАГ № 035 от 04.06.46 г. Отныне 107 и 125 осбот подчинялись начальнику Управления комендантской службы. На него было возложено руководство боевой подготовкой батальонов, обеспечение их учебными пособиями, а также контроль за дисциплиной и бытовыми условиями.

На начальника Управления репараций и поставок возлагалось обеспечение постоянного руководства и контроля за правильным несением батальонами службы по охране репарационных грузов в портов и транспортов с репарационными грузами в пути. Использование личного состава батальонов для каких-либо иных целей или в других организациях воспрещалось. Учитывая нехватку офицерского состава начальнику Управления разрешалось при необходимости назначать комендантами транспортов сержантов.

Политическому управлению СВАГ было дано указание потребовать от Политических отделов УСВА провинций Мекленбург и Сасония3 усиления руководства партийно-политической работой в батальонах и принятия необходимых мер к обеспечению их «культпросветимуществом, книгами, газетами и журналами».

Начальник Транспортного управления СВАГ должен был выделить и закрепить за командами 125 обо 40 пассажирских вагонов под караульные помещения.

Начальнику Административно-хозяйственного управления СВАГ было приказано обеспечить 107 и 125 осбот необходимым казарменным инвентарем, а также постовой одеждой (плащами) по заявкам командиров батальонов и выдать в батальоны шапки на 70 % личного состава. Помимо этого при батальонах разрешалось содержать по одной легковой автомашине.

На выполнение этого приказа отводилось ровно двенадцать дней. 1 ноября 1946 г. начальники Управлений должны были доложить Главноначальствующему СВАГ о полном удовлетворении нужд батальонов.

О чем в указанный срок докладывали Главноначальствующему СВАГ начальники Управлений выяснить не удалось, но в отпущенное им на устранение недостатков время они явно не уложились. И, если по 107 осбот данные отсутствуют, то в 125 осбот даже три месяца спустя мало что изменилось. Это показала проверка, которую в период с 11 по 16 января 1947 г. проводила в батальоне инспекторская группа Управления комендантской службы СВАГ (попутно проверялся отдельный батальон охраны Военной комендатуры г. Магдебург). Результаты проверки (а они оказались весьма печальными) изложены в приказе Главноначальствующего СВАГ – Главнокомандующего ГСОВГ № 029 от 28.01.47 г.

Проверка установила, что «занятия по боевой подготовке с рядовым и сержантским составом проводятся неудовлетворительно, материально не обеспечиваются, учебные классы недооборудованы, в 125 осбот спортивного городка нет. Уставы Советской Армии офицеры, сержанты и рядовые знают плохо, оружие на 50 % к нормальному бою не приведено, пристрелочных карточек нет».

Состояние воинской дисциплины оценивалось также неудовлетворительно. Так, «в декабре месяце 1946 г. и в первой половине января 1947 г. в 125 осбот было 47 случаев нарушения воинской дисциплины, из них 17 случаев — самовольные отлучки и пьянки». Как ни странно, но в приказе отмечается «особенно низкая дисциплина среди офицерского состава». Сразу четыре командира взвода были изобличены в сожительстве с немками и пьянстве, из них один «отличился» особенно: будучи начальником команды по сопровождению эшелона, пригласил в вагон немку, в результате чего он сам и трое его подчиненных заразились сифилисом.

Не наблюдалось и «полного удовлетворения нужд», которого Главноначальствующий СВАГ потребовал от начальников Управлений в своем предыдущем приказе. Размещение и быт личного состава признаны неудовлетворительными. Многим офицерам приходилось жить на частных квартирах. В 125 осбот столовая «размещена в деревянном бараке, крыша течет, в столовой грязь, столовой посудой солдаты обеспечены только на 40-50 %». Помимо этого «мебель в казарме на 50 % негодная, положенным обмундированием личный состав не обеспечен, батальоном недополучено 250 теплых кальсон, 46 шинелей требуют замены и т. д.».

По итогам проверки новому командиру 125 осбот майору Недобывайло за «отсутствие должного порядка, плохую организацию боевой подготовки, слабую воинскую дисциплину в батальоне» был объявлен выговор.

Замполит батальона капитан Михайлов за «слабую политико-воспитательную работу среди личного состава» получил пять суток домашнего ареста с исполнением служебных обязанностей.

Четверо провинившихся командиров взводов, упомянутых в приказе, были сняты с должности и уволены в запас с формулировкой «за систематическое пьянство, сожительство с немками, за участие в воровстве государственного имущества».4

В заключение военному коменданту округа Мерзебург было приказано «немедленно принять меры к обеспечению 125 осбот мебелью и всем необходимым инвентарем», а командиру 125 осбот все отмеченные комиссией недостатки устранить к 15 февраля 1947 г.

 

И без того сложная обстановка усугублялась тем, что в октябре 1946 г., когда завершалась демобилизация третьей очереди, начались перевозки репарационных грузов на Брест. 107 осбот своими прямыми обязанностями по сопровождению эшелонов не занимался, полностью переключившись на охрану портов, а с февраля 1947 г. вообще содержался по специально для него созданному штату отдельного стрелкового батальона по охране репарационных грузов в портах. Вместо строевой части в батальоне появился штаб, а должности интенданта и начфина стал совмещать начальник обозно-вещевого и финансового снабжения. Количество стрелковых рот было сокращено до трех, в каждой роте вместо восьми команд охраны транспортов теперь имелось три стрелковых взвода. Общая численность батальона сократилась до 394 человек.

 

125 осбот также был переведен на сокращенный штат отдельного стрелкового батальона по охране транспортов численностью 406 человек. Теперь в батальоне помимо штаба образовалась диспетчерская группа из трех офицеров. Также была введена должность начальника обозно-вещевого и финансового снабжения. Количество стрелковых рот сократилось до трех, однако в каждой роте число команд сопровождения увеличилось с 8 до 15. Хотя штатная численность личного состава батальона уменьшилась, общее количество команд сопровождения транспортов при этом возросло с 32 до 45.

Но, несмотря на структурные преобразования, становилось все более очевидным, что 125 осбот при его некомплекте и низком уровне боевой подготовки не способен качественно и в полном объеме выполнять поставленные задачи. Поэтому обеспокоенное этим обстоятельством руководство Управления репараций и поставок было вынуждено ставить перед Главноначальствующим СВАГ вопрос об увеличении количества полицейских команд охраны для бесперебойного и надежного сопровождения эшелонов.

 

Ответной реакцией на это стал приказ Главноначальствующего СВАГ № 058 от 26.02.47 г. об охране репарационных грузов. Этот приказ требовал от начальников УСВА провинций и земель к 25.03.47 г. создать при железнодорожных Дирекциях 26 немецких полицейских команд охраны и сопровождения транспортов с репарационными грузами в пределах Советской оккупационной зоны. В результате 10 таких команд было создано в провинции Саксония, 4 — в земле Саксония, по 5 — в Тюрингии и Бранденбурге, 2 — в Мекленбурге. Каждая команда в составе 7 человек каждая (из них один старший) имела на вооружении пистолеты и была обеспечена необходимым обмундированием для несения службы в пути. Команды для сопровождения выделялись по заявкам уполномоченных Управления репараций и поставок в данной провинции. Транспорты, следующие в порты Висмар, Росток и Варнемюнде, команды сдавали представителям контор Советского акционерного общества (САО) «Дерутра».5 Транспорты назначением Брест передавались командам охраны от ВОСО ГСОВГ на станциях Франкфурт-на-Одере или Штраусберг. Приказ также содержал требования усилить имеющуюся полицейскую охрану на складах репарационных грузов САО «Дерутра» и выделять дополнительные полицейские посты к вагонам на время погрузочно-разгрузочных операций. Оперативно полицейские команды были подчинены уполномоченным Управления репараций и поставок в землях. Контроль и руководство командами 125 осбот и немецкой полиции осуществлялись Отделением охраны УРиП.

И все же, несмотря на организацию дополнительных полицейских команд и наличие воинских команд 125 осбот, положение с обеспечением надежной охраны транспортов с репарационными грузами оставалось очень напряженным, добиться бесперебойной работы никак не удавалось. Поэтому по решению правительства был сформирован 16 отдельный полк охраны и сопровождения транспортов с репарационными и импортными грузами с подчинением его начальнику ВОСО ГСОВГ. К 1 июня 1947 г. полк был укомплектован и приступил к несению службы. Это значительно улучшило ситуацию с охраной и сопровождением эшелонов и повлекло за собой организационные преобразования. Приказом Главноначальствующего СВАГ № 0230 от 10.07.47 г. была изменена подчиненность батальонов. С 20 июля 1947 г. 107 отдельный стрелковый батальон по охране репарационных грузов в портах переходил в подчинение начальника УСВА провинции Мекленбург. Соответственно 125 отдельный стрелковый батальон охраны транспортов был передан в подчинение начальника УСВА провинции Саксония.6 При этом 125 осбот передислоцировался в г. Галле. После приемки батальонов начальниками УСВА Мекленбург и Саксония 107 осборг надлежало использовать только на внешней охране портов Висмар, Росток, Варнемюнде и Штральзунд. На 125 осбот возлагались задачи по охране эшелонов с репарационными грузами по заявкам Управления репараций и поставок. Сопровождение транспортов с репарационными грузами до выходных станций зоны и во внутренние порты Висмар, Росток, Варнемюнде осуществляли полицейские команды.

Приказ № 0230 от 10.07.47 г. ГАРФ, ф. 7317, оп. 7, д. 48, л. 70.
Приказ № 0230 от 10.07.47 г. ГАРФ, ф. 7317, оп. 7, д. 48, л. 70.
Для просмотра щелкнуть по изображению.

Однако вследствие увеличения грузооборота внутренних портов зоны имеющихся 26 полицейских команд охраны и сопровождения оказалось явно недостаточно. Начальник Управления репараций и поставок был вынужден вновь возбудить перед Главноначальствующим СВАГ ходатайство об увеличении числа команд полиции. Вскоре приказанием начальника Штаба СВАГ № 028 от 22.07.47 г. был объявлен приказ Главноначальствующего СВАГ, в котором он требовал от начальников УСВА земель к 1 августа 1947 г. увеличить вдвое количество полицейских команд сопровождения репарационных грузов, сформированных согласно приказу СВАГ № 058 от 26.02.47 г. Таким образом общее число команд полиции в землях было доведено до 52.

С увеличением числа полицейских команд удалось существенно снизить нагрузку на 125 осбот, который стал сопровождать только эшелоны, идущие в порт Штеттин. В то же время командир 107 осборг, испытывая огромную нехватку личного состава, был вынужден в нарушение устава гарнизонной службы назначать на круглосуточные посты двух человек вместо трех. Поскольку 125 осбот отныне обеспечивал лишь перевозки репарационных грузов в Штеттин, командование СВАГ решило, что для этих целей батальону двух рот хватит с избытком. Поэтому начальнику УСВА земли Саксония-Ангальт7 было приказано одну роту в количестве 130 человек (из них 6 офицеров) из состава 125 осбот оперативно подчинить командиру 107 осборг и к 5 августа 1947 г. направить на охрану порта Висмар.

 

Между тем командование СВАГ было всерьез обеспокоено чрезвычайно низким уровнем дисциплины в 125 осбот. Вскоре Главноначальствующий СВАГ издал приказ № 0312 от 09.09.47 г. о результатах очередной проверки батальона. В приказе отмечается, что за последнее время в 125 осбот «установлено массовое явление нарушения дисциплины среди личного состава при исполнении служебных обязанностей». Так, всего лишь за восемь месяцев 1947 г. военным трибуналом были осуждены 16 военнослужащих батальона. При этом только в июле и августе было три столкновения с польскими таможенниками, которые сопровождались «дракой, угрозой оружия и взаимными оскорблениями, затрагивающими национальное достоинство обеих сторон». Команды сопровождения в Штеттине, ожидая сдачи эшелонов и находясь при этом в длительном бездействии, занимались барахольством и спекуляцией. В качестве примера приводится эпизод, имевший место 28 июля, когда команда мл. лейтенанта Гриднева закупила 108 кг сала для последующей перепродажи. Попытки польских таможенников пресечь незаконный провоз сала закончились дракой, которую удалось прекратить лишь с помощью прибывшего наряда комендатуры. Материалы расследования этого инцидента были переданы в Прокуратуру СВАГ.

Начальнику УСВА земли Саксония-Ангальт приказано в 125 осбот «навести воинский порядок и дисциплину» и к 30 сентября 1947 г. донести о принятых мерах. К этому же сроку начальник Отдела кадров СВАГ получил приказание «укомплектовать батальон лучшими строевыми офицерами». Не осталось без внимания и командование 125 осбот — командир батальона майор Недобывайло и новый замполит капитан Игнатов были предупреждены о неполном служебном соответствии.

От начальника Управления репараций и поставок Главноначальствующий в данном приказе потребовал «принять меры к сокращению сроков нахождения команд в г. Штеттине, организовать своевременную разгрузку эшелонов и возвращение команд, сопровождающих грузы, обратно в батальон». Эти требования были справедливыми, поскольку существующий порядок охраны и сопровождения репарационных грузов вызывал длительные простои вагонов в ожидании накопления полновесных транспортов и увеличивал время оборота команд.

В короткий срок Управлением репараций и поставок были подготовлены проект приказа и инструкция по обеспечению перевозок, которые после согласования с начальником ВОСО ГСОВГ и начальником Транспортного управления СВАГ были переданы на утверждение Главноначальствующему СВАГ. Так появился приказ № 0339 от 27.09.47 г об упорядочении перевозок репарационных и импортных грузов из Советской зоны оккупации Германии в СССР.

Приказ № 0339 от 27.09.47 г.
Приказ № 0339 от 27.09.47 г. ГАРФ, ф. 7317, оп. 7, д. 50, л. 41.
Для просмотра щелкнуть по изображению.

Инструкция, которая начинала действовать с 1 октября 1947 г., среди прочего предусматривала создание специальных пунктов формирования полновесных транспортов отдельно на выход в СССР и Штеттин (Лейпциг и Руммельсбург) и внутренние порты (Руммельсбург, Магдебург и Шверин). Был регламентирован и порядок охраны и сопровождения эшелонов полицейскими и воинскими командами (прием, сопровождение и сдача транспортов с места погрузки до станции выгрузки или сдача их на выходных станциях зоны). При этом полновесные транспорты, идущие с пунктов формирования на перевалочные базы в СССР, сопровождались воинскими командами 16 полка охраны.

Полновесные транспорты, идущие на внутренние порты зоны (Росток, Висмар, Варнемюнде) охранялись немецкими полицейскими командами как со станций погрузки, так и с пунктов формирования. Полицейские команды охраняли также одиночные вагоны и группы вагонов, груженые репарационными грузами и идущие на пункты формирования.

Транспорты, идущие в порт Штеттин, охранялись воинскими командами 125 отдельного батальона охраны транспортов. Батальон тем временем вопреки всем принимаемым мерам по оздоровлению обстановки в нем продолжало лихорадить. В директивном указании Штаба СВАГ № 6/0176 от 09.04.48 г., адресованном начальникам УСВА земли Саксония-Ангальт, Управления репараций и поставок, Политического управления СВАГ говорилось, что Штаб СВАГ «располагает большим количеством сведений, свидетельствующих о недопустимо низкой воинской дисциплине и совершенно неудовлетворительной политико-воспитательной работе в 125 отдельном батальоне охраны, вследствие чего в батальоне имеют место много случаев грубого нарушения службы и преступные действия со стороны отдельных военнослужащих». Отмечалось также, что офицерский состав батальона плохо знает уставы Советской Армии. Скверно организована служба по охране транспортов. Караулы, назначенные для сопровождения эшелонов, «инструкций не имеют, часовых, как правило, не выставляют и вообще службу несут не по уставу». Также было обращено внимание на то, что караулы всем необходимым не обеспечиваются, часто для них даже специальные вагоны-теплушки не выделяются.

Директивное указание Штаба СВАГ № 6/0176.    Директивное указание Штаба СВАГ № 6/0176.
Директивное указание Штаба СВАГ № 6/0176. ГАРФ, ф. 7317, оп. 7, д. 68, лл. 64-65.
Для просмотра щелкнуть по изображению.

Учитывая вышеизложенное, Главноначальствующий приказал проверить состояние 125 осбот и навести в нем должный воинский порядок. Проверить весь личный состав батальона, всех «недисциплинированных, не внушающих доверия солдат и не способных поддерживать воинскую дисциплину офицеров и сержантов заменить лучшими солдатами, сержантами и офицерами за счет военных комендатур». Также за счет военных комендатур было приказано укомплектовать батальон до полной штатной численности.

Помимо этого Главноначальствующий требовал создать нормальные бытовые условия для личного состава караулов в пути следования, оборудовав необходимым инвентарем вагоны-теплушки; обеспечить личный состав двумя комплектами нательного и постельного белья, запасом продовольствия и потребовать от начальников караулов организации ежедневного питания личного состава горячей пищей.

О принятых мерах и проведенных мероприятиях необходимо было донести Главноначальствующему до 10 мая 1948 г.

 

В целом приказ № 0339 и принятая инструкция способствовали упорядочению перевозки репарационных грузов, уменьшили время простоя вагонов под погрузкой и количество случаев хищений, сократили время нахождения в пути команд охраны и дали возможность усилить контроль за ними.8 Такой порядок охраны и сопровождения транспортов действовал вплоть до апреля 1948 г. Тем не менее, несмотря на все положительные изменения, так и не удалось полностью решить вопрос о четком разграничении ответственности между немецкими железными дорогами и организациями, осуществляющими погрузку, выгрузку и охрану перевозимых грузов. Поэтому Управление репараций и поставок совместно с заинтересованными организациями вновь пересмотрело существующие правила перевозок репарационных грузов. Новая инструкция о перевозках вступила в действие 20 апреля 1948 г. в соответствии с приказом Главноначальствующего СВАГ № 60 от 12.04.48 г.

 

Приказ строго разграничивал зоны ответственности немецких железных дорог и САО «Дерутра», а также предусматривал увеличение штата немецкой железнодорожной полиции к 30 апреля 1948 г. до 7400 человек. С 20 апреля вводилась единая пломба для всех вагонов с репарационными и импортно-экспортными грузами. Для изготовления таких пломб целевым назначением выделялось 24 т свинца и 20 т жести. Председатель Немецкой экономической комиссии (НЭК) получил указание обязать президента Немецкого транспортного управления к 20 апреля организовать на станциях, указанных в инструкции, пункты формирования и укомплектовать их квалифицированным персоналом, обеспечить станции формирования необходимым освещением в ночное время и подготовить для полицейских караулов необходимые помещения и оборудованные вагоны для сопровождения. Одновременно приказ № 60 отменял приказы СВАГ № 058 от 26.02.47 г., № 0339 от 27.09.47 г. и приказание СВАГ № 028 от 22.07.47 г.

Новая инструкция устанавливала следующие станции для формирования поездов с репарационными и экспортными грузами:

на выход в СССР и порт Штеттин — Руммельсбург, Плагвиц;

во внутренние порты Советской зоны — Руммельсбург, Шверин, Магдебург.

На станциях формирования составлялись полновесные транспорты отдельно из вагонов с репарационными грузами и отдельно из вагонов с грузами акционерных обществ, Управления внешней торговли СВАГ, внешторговских контор. Все грузы, отправляемые САО «Дерутра» внутри зоны на внутренние порты и выходные станции, следовали под охраной немецкой железнодорожной полиции до пункта назначения без передачи другой команде в пути следования. Отправление вагонов и полновесных составов с репарационными и импортно-экспортными грузами без охраны категорически запрещалось. От пунктов передачи Вербиг, Франкфурт-на-Одере, Губен и далее в СССР эшелоны сопровождали команды 16 полка охраны, а от ст. Шойне до порта Штеттин — команды 125 осбот.

Такой порядок отправки эшелонов сохранялся до 29 апреля 1949 г., когда приказом Главноначальствующего СВАГ № 51 в инструкцию были внесены изменения. Пункты формирования Руммельсбург, Плагвиц и Шверин переносились на станции Франкфурт-на-Одере, Коттбус, Пазевальк. Теперь эшелоны в СССР следовали со ст. Франкфурт-на-Одере — назначением на базы № 1 и № 2, со ст. Коттбус — назначением на базу № 3. Со ст. Пазевальк отправлялись транспорты назначением порт Штеттин. На ст. Магдебург формировались составы из вагонов, отправляемых с Коттбусской, Дрезденской, Галльской, Эрфуртской и Магдебургской железнодорожных дирекций. Вагоны погрузки Берлинской, Шверинской и Грейфсвальдской дирекций отправлялись в соответствующий порт непосредственно с места погрузки без захода на станцию формирования.

 

В соответствии с приказом Главноначальствующего СВАГ № 0212 от 14.06.48 г. 125 отдельный стрелковый батальон охраны транспортов к 1 июля 1948 г. был исключен из состава частей УСВА земли Саксония-Ангальт и перешел в подчинение УСВА земли Бранденбург. Батальон из Галле был передислоцирован в Штраусберг и размешен в военном городке патронного завода в зданиях, которые ранее занимала 453 авиатехническая база 16 воздушной армии ГСОВГ. При этом 125 осбот надлежало использовать, как и раньше, в соответствии с приказом СВАГ № 60 от 12.04.48 г. по охране и сопровождению транспортов с репарационными и экспортно-импортными грузами по указанию начальника Управления репараций и поставок СВАГ.

Приказ № 0212 от 14.06.48 г.    Приказ № 0212 от 14.06.48 г.
Приказ № 0212 от 14.06.48 г. ГАРФ, ф. 7317, оп. 7, д. 73, лл. 194-195.
Для просмотра щелкнуть по изображению.

Предположительно в это же время9 из Ростока в Берлин был передислоцирован 107 отдельный стрелковый батальон по охране репарационных грузов в портах. Он был размещен в Карлсхорсте в том же военном городке южнее ипподрома, что и 133 отдельный батальон охраны Штаба СВАГ. 107 осб занимал здесь пять каменных зданий барачного типа. Еще одно здание для размещения офицерского состава находилось вне городка.

Осенью 1948 г. в целях обеспечения военных комендатур и воинских частей СВАГ квалифицированными киномеханиками командованием СВАГ было принято решение подготовить 200 киномехаников из числа сержантского и рядового состава. Для реализации этого решения приказом Главноначальствующего СВАГ № 0368 от 30.09.48 г. при 107 отдельном стрелковом батальоне были организованы специальные курсы по подготовке киномехаников. Начальником курсов был назначен капитан Кочергин с одновременным исполнением обязанностей начальника штаба 107 осб. Общее руководство курсами возлагалось на начальника Учебного комбината СВАГ подполковника М. Ф. Пирожкова, учебно-методическое руководство осуществлял инженер-майор А. Н. Копотев. Курсы содержались по расчету стрелковой роты двухвзводного состава, в каждом взводе по три отделения. Офицерский (командир роты и два командира взвода) и сержантский (старшина роты, два помощника командира взвода и шесть командиров отделений) состав роты выделялся из 107 осб. Первый сбор в количестве 70 человек со сроком обучения три с половиной месяца планировалось провести с 15 октября 1948 г. по 30 января 1949 г. Для этого командиру 107 осб майору И. И. Кобяко было приказано к 10 октября 1948 г. подготовить и предоставить два классных и одно жилое помещение.

 

Сведений об использовании 107 осб в этот период не найдено. Однако известно, что он по-прежнему содержался по штату отдельного стрелкового батальона охраны репарационных грузов в портах. При этом в некоторых документах СВАГ (например, в директивном указании начальника Штаба СВАГ № 6/05150 от 30.11.48 г.) 107 осборг фигурирует, как отдельный батальон охраны Штаба СВАГ, а во внутреннем делопроизводстве — как отдельный стрелковый батальон.

Шапка директивного указания № 6/05150 от 30.11.48 г.     Шапка директивного указания № 6/05150 от 30.11.48 г.
Шапка директивного указания № 6/0515 от 30.11.48 г. (ГАРФ, ф. 7317, оп. 7, д. 68, л. 239)
и штамп 107 осб. Для просмотра щелкнуть по изображению.

Не совсем понятна малая численность 107 осб. Согласно донесению о боевом составе на 1 мая 1949 г. батальон насчитывал всего 90  человек, и это при том, что согласно отчетной справке об изменении списочной численности в апреле в батальон прибыли 18 человек из различных подразделений СВАГ. Возможно, батальон использовался в качестве резерва, из которого производилось доукомплектование других частей. Не исключено также, что это связано с первым массовым послевоенным пополнением, прибытие которого в Берлин ожидалось в мае 1949 г. Приказ начальника Штаба СВАГ № 023 от 18.05.49 г. предусматривал ряд мероприятий по приему и обучению прибывающего пополнения. В рамках этих мероприятий командиру 107 осб было приказано откомандировать в части, указанные Оргучетным отделом, 20 человек старослужащих, «оставив в батальоне только тех солдат, которые занимают штатные должности в хозяйственных подразделениях и штабе батальона». В то же время в распоряжение 107 осб передавался офицерский и сержантский состав учебной роты 137 обо. Всего согласно плану организации обучения новобранцев, прибывающих для укомплектования частей Штаба СВАГ, 107 осб должен был принять 367 человек, из которых следовало сформировать три роты четырехвзводного состава. Первый этап обучения пополнения планировалось проводить по двухмесячной программе, объявленной в приложении к приказу СВАГ № 0190 от 03.05.49 г. В соответствии с этой программой в каждом месяце было запланировано 23 учебных дня, продолжительность каждого учебного дня составляла 7 часов (в предвыходные дни 6 часов).

 

В целях улучшения медицинского обслуживания 133 отдельного комендантского батальона и 107 отдельного стрелкового батальона Штаба СВАГ приказом Штабу СВАГ № 032 от 27.06.49 г. были объединены санчасти обоих батальонов. Начальником объединенной санчасти был назначен врач 133 окбо с подчинением начальнику военного городка — командиру 133 окбо. Врач 107 осб в медицинских вопросах был подчинен врачу 133 окбо. Ответственность за медицинское обслуживание и санитарное благополучие батальонов возлагалась на командира и врача 133 окбо. Отдельным пунктом приказа начальнику Отдела здравоохранения СВАГ разрешалось усиливать объединенную санчасть медицинскими работниками за счет лечебных учреждений СВАГ.

К этому следует добавить, что, не имея собственных продовольственных складов и столовой, 107 осб состоял на котловом довольствии в 133 окбо. Поскольку согласно документам наряды на кухню от 133 окбо назначались только 15 раз в месяц, логично предположить, что они чередовались с нарядами от 107 осб. К тому же уже к началу августа 1945 г. 107 осб был пополнен до штатной численности за счет прибывших в мае и закончивших двухмесячное обучение новобранцев 1928 г. рождения. Учитывая, что 137 окбо с 1 сентября 1949 г. стал полностью учебным батальоном и караульной службы по охране Штаба СВАГ и других объектов гарнизона Карлсхорст не нес, можно с большой долей уверенности предположить, что вместо него к службе в гарнизонных караулах был привлечен 107 отдельный стрелковый батальон по охране репарационных грузов в портах. Впрочем, документального подтверждения этому пока не найдено.

В ночь с 9 на 10 сентября и утром 11 сентября 1949 г. в целях проверки боевой готовности были подняты по тревоге 38 отдельный полк связи, а также 107 и 133 отдельные караульные батальоны.10 Проверка показала неудовлетворительную боеготовность указанных частей и исключительно неорганизованный их сбор по тревоге. Во всех проверенных частях офицеры прибыли к месту построения через 20-40 минут, а личный состав был построен через 25-30 минут после сигнала «Тревога». Особенно плохо вызов офицерского состава был организован в 107 осб, в результате чего часть офицеров не была оповещена и на построение не явилась. Помимо этого личный состав 107 осб не имел при себе вещевых мешков, котелков, ружейной принадлежности и патронов. Большинство солдат 107 осб не имело подсумков. Отсутствие подсумков помощник командира батальона по материальному обеспечению11 ст. лейтенант Морозов, умудрившийся прибыть на построение пьяным, объяснил необеспеченностью, в то время, как батальон подсумками был обеспечен полностью, но вследствие нераспорядительности офицеров они были оставлены в ротах. Большинство офицерского состава частей прибыло на построение без полевых сумок, компасов и топокарт, а также без шинелей, плащей и походных чемоданов.

По результатам проверки исполняющий обязанности командира 107 осб капитан Кочергин и замполит батальона майор Коновалов «за низкую боевую готовность батальона и непринятие мер к обеспечению личного состава нужными предметами снаряжения и обмундирования» были предупреждены о неполном служебном соответствии. Помощника командира 107 осб по материальному обеспечению ст. лейтенанта Морозова «за преступно-халатное12 отношение к своим служебным обязанностям,13 обман начальников, а также за явку в батальон 10.9.49 в пьяном состоянии» решено было предать офицерскому суду чести.

 

В соответствии с решением Государственной Штатной Комиссии при СМ СССР № 4533 от 24.09.49 г. приказом Главноначальствующего СВАГ № 0438 от 05.10.49 г. были внесены частичные изменения в штат 107 осб по охране репарационных грузов. При этом штатная численность батальона осталась прежней (394 человека). Из штатного расписания исключались шесть штатных единиц: начальник обозно-вещевого и финансового довольствия (ст. лейтенант), три ротных санитарных инструктора в звании старшины м/с и два повозочных (рядовых) из хозяйственного отделения. Вместо них в штат батальона было включено шесть новых штатных единиц: начальник финансового довольствия (ст. лейтенант), начальник вещевого снабжения (ст. лейтенант), фельдшер (ст. лейтенант м/с), начальник клуба (ст. лейтенант), киномеханик (сержант т/с) и шофер (рядовой).

 

А 6 октября 1949 г. в 107 отдельном стрелковом батальоне разразился большой скандал: повесился рядовой Бусыгин 1928 г. рождения из состава прибывшего в мае пополнения. Проведенным расследованием было установлено, что с первых дней прибытия в часть и до дня смерти солдат неоднократно обращался в санчасть батальона с жалобами на болезнь ног и периодически обостряющийся фурункулез, которым он страдал еще до призыва. Однако врачи и командование батальона мер к тщательному обследованию солдата не приняли. Только 2 сентября после настоятельных требований солдата он был направлен в поликлинику Центрального госпиталя Штаба СВАГ на консультацию к хирургу, который внешних проявлений каких-либо заболеваний на амбулаторном приеме не нашел и ограничился записью в санитарной книжке: «В лечении не нуждается, представлению на ВКК не подлежит». После этого солдат снова обратился в санчасть и к командованию батальона с жалобами на болезнь, но вместо направления на клиническое исследование его снова направили в поликлинику, на этот раз на консультацию к невропатологу. Невропатолог подошла к обследованию формально, не обратила внимания на созревающие фурункулы и сделала заключение, что со стороны нервной системы паталогических отклонений не обнаружено. 6 октября рядовой Бусыгин снова обратился к врачам санчасти с категорическим заявлением: «Служить в армии при таком состоянии здоровья я не могу. Или направляйте меня на военно-врачебную комиссию, или отдайте под суд Военного трибунала, как симулянта. Больше терпеть не могу». Врачи не обратили внимания на это заявление, начали убеждать и уговаривать Бусыгина, но он, покинув санчасть, покончил жизнь самоубийством. Проведенное вскрытие подтвердило, что солдат действительно страдал периодически обостряющимся фурункулезом, который мог явиться моментом, угнетавшим неустойчивую психику больного и вызывать то болезненное состояние, на которое он жаловался.

В приказе Штабу СВАГ № 053 от 20.10.49 г. было указано, что «позорный случай самоубийства солдата Бусыгина» произошел в результате формального и безответственного отношения к своим служебным обязанностям врачей санчасти майоров м/с Пыстина и Сидорченко, а также невропатолога поликлиники Бобриковой. Отдельно отмечалось, что командование и особенно замполит батальона майор Коновалов «никаких мер к эффективному лечению Бусыгина не приняли, не знали и не изучали настроений личного состава батальона и в частности настроения солдата Бусыгина, который еще задолго до совершения самоубийства неоднократно заявлял среди товарищей, что, если не вылечат или не демобилизуют, он покончит жизнь самоубийством». Этим же приказом врач 107 осб майор м/с Пыстин был предупрежден о неполном служебном соответствии, исполняющий обязанности командира 107 осб капитан Кочергин, замполит батальона майор Коновалов, старший врач объединенной санчасти майор м/с майор Сидорченко и невропатолог поликлиники Бобрикова получили по выговору.

 

С 27 по 30 октября 1949 г. 107 осб подвергался инспекторской проверке. Боевая готовность и состояние дисциплины личного состава признаны удовлетворительными, политико-моральное состояние здоровым. По результатам проверки батальон получил общую оценку «удовлетворительно».

30 ноября 1949 г. на основании приказа Главноначальствующего СВАГ — Главнокомандующего ГСОВГ № 0060 от 17.11.49 г. и директивы начальника Штаба ГСОВГ № Орг/1/0016557 от 22.11.49 г. 107 отдельный стрелковый батальон по охране репарационных грузов в портах (пп 74932) был передан в состав Управления ВОСО ГСОВГ.

Виктор Толстых.

 

 

Примечания к тексту.

  1  Текст приказа не обнаружен.

  2  В документе слово «убрать» зачеркнуто и сверху от руки написано «откомандировать».

  3  Так в документе. Мекленбург и Саксония являлись землями, но в документах СВАГ иногда обозначались, как провинции.

  4  В документе фраза «за участие в воровстве государственного имущества» зачеркнута.

  5  САО «Дерутра» обладало транспортной монополией в области внешней торговли и обеспечивало репарационные поставки.

  6  В тексте документа Мекленбург и Саксония фигурируют, как провинции.

  7  В 1947 г. провинция Саксония-Ангальт стала землей.

  8  С 10.12.47 г. отделение охраны было передано в Транспортный отдел УРиП с подчинением начальнику отдела.

  9  Текст приказа о передислокации 107 осборг не обнаружен, но в сентябре 1948 г. батальон уже находился в Карлсхорсте.

10  Так в документе.

11  Так должность указана в документе.

12  Слово «преступно» в документе вымарано.

13  Следующая фраза предложения в документе вымарана.

 

 

Использованные источники:
  • •  История Управления репараций и поставок СВАГ. Часть 1. Копия. ГАРФ, ф. 7317, оп. 26, д. 1, л. 17.
  • •  История Управления репараций и поставок СВАГ. Часть 3. Копия. ГАРФ, ф. 7317, оп. 26,д. 3, лл. 127-133.
  • •  Штат № 23/926 отдельного стрелкового батальона по охране транспортов. Утвержден 02.08.45 г. Заверенная копия. ГАРФ, ф. 7317, оп. 8, д. 36-а, лл. 312-314.
  • •  Письмо начальника Штаба ГСОВГ М. С. Малинина и начальника Оргучетного отдела Штаба ГСОВГ Григорьева начальнику Штаба СВАГ об организации охраны перевозки репарационных грузов от 25.12.45 г. Заверенная копия. ГАРФ, ф. 7317, оп. 49, д. 11, лл. 137-138.
  • •  Приказание СВАГ № 035 от 04.06.46 г. с объявлением приказа Главноначальствующего СВАГ о включении в состав СВАГ 107 и 125 осбот. Подлинник. ГАРФ, ф. 7317, оп. 7, д. 31, л. 69.
  • •  Донесение командира 125 осбот начальнику Организационно-учетного отдела СВАГ о боевом составе. 10.06.46 г. Подлинник. ГАРФ, ф. 7317, оп. 49, д. 20, лл. 246-246-об.
  • •  Докладная записка заместителя начальника Штаба СВАГ Г. С. Лукьянченко начальнику Штаба ГСОВГ М. С. Малинину об укомплектовании 107 и 125 осбот. 15.06.46 г. Копия. ГАРФ, ф. 7317, оп. 49, д. 20, л. 247.
  • •  Акт о передаче 107 осбот в подчинение Управлению репараций и поставок. 21.06.46 г. Подлинник. ГАРФ, ф. 7317, оп. 49, д. 21, л. 46.
  • •  Докладная записка начальника Управления репараций и поставок СВАГ Л. И. Зорина начальнику Организационно-учетного отдела СВАГ о принятии 107 и 125 осбот и о некомплекте в них. 30.06.46 г. Подлинник. ГАРФ, ф. 7317, оп. 49, д. 21, л. 204.
  • •  План укомплектования СВАГ сержантским и рядовым составом по состоянию на 01.07.46 г. Подлинник. ГАРФ, ф. 7317, оп. 49, д. 21, л. 61.
  • •  Заявка командира 125 осбот в Организационно-учетный отдел СВАГ о некомплекте рядового и сержантского состава. 09.07.46 г. Подлинник. ГАРФ, ф. 7317, оп. 49, д. 21, л. 172.
  • •  Письмо заместителя начальника Штаба ГСОВГ М. А. Лаврентьева начальнику Штаба СВАГ М. И. Дратвину о доукомплектовании частей и учреждений СВАГ из ресурсов ГСОВГ. Подлинник. ГАРФ, ф. 7317, оп. 49, д. 21, л. 85.
  • •  Приказ Главноначальствующего СВАГ – Главнокомандующего ГСОВГ № 0305 от 03.10.46 г. о наложении дисциплинарных взысканий на командиров 107 и 125 осбот. Подлинник. ГАРФ, ф. 7317, оп. 7, д. 26, л. 252-254.
  • •  Приказ Главноначальствующего СВАГ – Главнокомандующего ГСОВГ № 0336 от 19.10.46 г. о мероприятиях по улучшению руководства и обслуживания 107 и 125 осбот. Подлинник. ГАРФ, ф. 7317, оп. 7, д. 27, л. 125-127.
  • •  Приказ Главноначальствующего СВАГ – Главнокомандующего ГСОВГ № 029 от 28.01.47 г. по итогам проверки боевой подготовки, политико-воспитательной работы, порядка и быта личного состава 125 осбот и отдельного стрелкового батальона охраны Военной комендатуры г. Магдебург. Подлинник. ГАРФ, ф. 7317, оп. 7, д. 43, л. 154-156.
  • •  Штат 107 отдельного стрелкового батальона по охране репарационных грузов в портах. Подлинник. ГАРФ, ф. 7317, оп. 8, д. 51, лл. 342-343.
  • •  Штат 125 отдельного стрелкового батальона по охране транспортов. Подлинник. ГАРФ, ф. 7317, оп. 8, д. 51, лл. 344-345.
  • •  Приказ Главноначальствующего СВАГ № 058 от 26.02.47 г. о мерах по усилению охраны репарационных грузов. Подлинник. ГАРФ, ф. 7317, оп. 7, д. 43, лл. 347-349.
  • •  Приказ Главноначальствующего СВАГ № 0230 от 10.07.47 г. о подчинении 107 осборг УСВА Мекленбург и 125 осбот УСВА Саксония. Подлинник. ГАРФ, ф. 7317, оп. 7, д. 48, лл. 70-71.
  • •  Приказание СВАГ № 028 от 22.07.47 г. с объявлением приказа Главноначальствующего СВАГ об увеличении количества полицейских команд в федеральных землях советской зоны оккупации Германии. Подлинник. ГАРФ, ф. 7317, оп. 7, д. 55, лл. 61-62.
  • •  Приказ Главноначальствующего СВАГ № 0312 от 09.09.47 г. об устранении недостатков, выявленных проверкой 125 осбот. Подлинник. ГАРФ, ф. 7317, оп. 7, д. 48, лл. 361-363.
  • •  Приказ Главноначальствующего СВАГ № 0339 от 27.09.47 г. об утверждении Инструкции по обеспечению перевозок репарационных грузов из Советской зоны оккупации Германии в СССР и внутри зоны и инструкция. Подлинник. ГАРФ, ф. 7317, оп. 7, д. 50, лл. 41-48.
  • •  Директивное указание начальника Штаба СВАГ № 6/0176 от 09.04.48 г. начальникам УСВА земли Саксония-Ангальт, Управления репараций и поставок, Политического управления о мероприятиях по предотвращению фактов нарушения воинской дисциплины в 125 осбот. Подлинник. ГАРФ, ф. 7317, оп. 7, д. 68, лл. 64-65.
  • •  Приказ Главноначальствующего СВАГ № 0212 от 14.06.48 г. о передислокации 125 осбот. Подлинник. ГАРФ, ф. 7317, оп. 7, д. 73, лл. 194-195.
  • •  Приказ Главноначальствующего СВАГ № 0368 от 30.09.48 г. об организации курсов по подготовке киномехаников. Подлинник. ГАРФ, ф. 7317, оп. 7, д. 75, лл. 312-317.
  • •  Директивное указание начальника Штаба СВАГ № 6/0515 от 30.11.48 г. об устранении недочетов и организации несения службы в соответствии с требованиями уставов ВС СССР. Заверенная копия. ГАРФ, ф. 7317, оп. 7, д. 68, л. 239.
  • •  Приказ Главноначальствующего СВАГ № 51 от 29.04.49 г. о частичном изменении инструкции, приложенной к приказу СВАГ № 60 от 12.04.48 г. Подлинник. ГАРФ, ф. 7317, оп. 8, д. 17, лл. 359-361.
  • •  Сопроводительная записка командира 107 осб И. И. Кобяко начальнику Оргучетного отдела СВАГ к донесению о боевом составе, сведениям об изменениях в списочной численности личного состава, о численности членов семей военнослужащих и вольнонаемных по состоянию на 01.05.49 г. Подлинник. ГАРФ, ф. 7317, оп. 49, д. 103, лл. 206-209.
  • •  Приказ Главноначальствующего СВАГ № 0190 от 03.05.49 г. о боевой подготовке офицерского, сержантского и рядового состава частей и воинский учреждений СВАГ на летний период обучения 1949 г. Подлинник. ГАРФ, ф. 7317, оп. 7, д. 91, лл. 131-170.
  • •  Приказ Штабу СВАГ № 023 от 18.05.49 г. о мероприятиях по приему и обучению прибывающего пополнения. Подлинник. ГАРФ, ф. 7317, оп. 7, д. 96, лл. 96-105.
  • •  Приказ Штабу СВАГ № 032 от 27.06.49 г. об объединении медицинского обслуживания 107 и 133 отдельных батальонов Штаба СВАГ. Подлинник. ГАРФ, ф. 7317, оп. 7, д. 96, л. 137.
  • •  Приказ Штабу СВАГ № 044 от 15.09.49 г. о результатах проверки боевой готовности отдельных частей Штаба СВАГ. Подлинник. ГАРФ, ф. 7317, оп. 7, д. 96, лл. 164-167.
  • •  Приказ Главноначальствующего СВАГ № 0438 от 05.10.49 г. о частичном изменении штатов 107 отдельного стрелкового батальона по охране репарационных грузов. Подлинник. ГАРФ, ф. 7317, оп. 7, д. 93, лл. 418-421.
  • •  Приказ Штабу СВАГ № 052 от 13.10.49 г. о расформировании отдельной роты охраны, содержащейся при 107 отдельном стрелковом батальоне охраны. Подлинник. ГАРФ, ф. 7317, оп. 7, д. 96, лл. 188-189.
  • •  Приказ Штабу СВАГ № 053 от 20.10.49 г. о самоубийстве рядового 107 осб Бусыгина. Подлинник. ГАРФ, ф. 7317, оп. 7, д. 96, лл. 190-192.
  • •  Сопроводительная записка командира 107 осб И. И. Кобяко к акту приема-передачи 107 осб Штаба СВАГ Управлению военных сообщений ГСОВГ с приложениями. 05.12.49 г. Подлинник. ГАРФ, ф. 7405, оп. 1, д. 6, лл. 207-229.

 

 

 

Последнее обновление 08.08.2019.