Бункер М500. Годы войны и мира.

Бетонные монстры Берлина.

   Каждый, кто бывал на Цвизелер штрассе в Карлсхорсте, навсегда сохранил в памяти «визитную карточку» 10 отб – огромный бетонный айсберг, серой глыбой возвышаюшийся над воротами КПП. Это мрачное мощное сооружение, именуемое высотный бункер (Ноchbunker) М500, было построено в начале Второй мировой войны в рамках большой программы по защите населения Берлина от налетов вражеской авиации. В этой краткой исторической зарисовке повествуется о военной и послевоенной истории этих оригинальных сооружений .

 

Бункер М500 – годы войны и мира.

 

Первый год войны прошел в Берлине относительно спокойно. До конца августа воздушная тревога объявлялась лишь семь раз, причем до настоящего нападения дело не доходило – бомбардировщики сбрасывали на город исключительно листовки. Первые британские бомбы упали на столицу рейха в ночь с 25 на 26 августа 1940 г. как ответ на немецкий воздушный налет на Лондон двумя днями ранее. Спустя еще три дня воздушный налет английской авиации унес двенадцать человеческих жизней – они стали первыми жертвами среди берлинского гражданского населения.

А начиная с 6 сентября 1940 г. регулярные ночные бомбардировки Берлина следуют до конца месяца. Боевая эффективность английской бомбардировочной авиации была в этот период чрезвычайно низкой, но, тем не менее, ряду зданий был нанесен ущерб. От налетов пострадали Бранденбургские ворота и Шарлоттенбургский замок. Серьезный урон был нанесен 24 сентября во время ночного налета 84 английских бомбардировщиков, когда в результате прямого попадания в газохранилище 22 человека погибли, 83 было ранено, 781 человек остались без крова.

Это вызвало у Гитлера серьезное беспокойство. Уже на второй день после налета главнокомандующий вермахтом В. Кейтель и министр вооружения и боеприпасов Ф. Тодт были вызваны в новую Имперскую канцелярию для доклада. Причина — в столице рейха недостаточно хорошо организована система ПВО. Как отмечал Тодт, Гитлер «энергично требовал» строить в большом объеме в Берлине новые бомбоубежища. Руководство рейха не должно допустить недовольства своего народа, как это случилось у англичан. Гитлер поручил наделить главного инспектора строительства в Берлине профессора А. Шпеера чрезвычайными полномочиями. Было также признано необходимым образовать комиссию по изучению опыта строительства «линии Зигфрида» для выработки предложений по быстрой подготовке каждого подходящего подвала в городе в надежное убежище. Для загородных же районов предполагалось сооружать «простые убежища из бетона с маленькими комнатами на семью», в которых можно было бы спать. Примерно так определялась общая концепция Bunkerbauprogramm — новой программы по строительству бомбоубежищ в Берлине. Гитлер собственноручно набросал эскизы, показывающие, как он себе представляет новые «массовые спальные квартиры» в столице рейха. Внутренняя часть прямоугольных строений должна разделяться перегородками на несколько открытых ниш для кроватей, толщина стен 0,5 м, толщина потолка составляет примерно 1 м. В больших вестибюлях в торцах Гитлер предполагает сделать общие залы со столами и табуретами. На следующий же день Ф. Тодт с курьером отправляет А. Шпееру эскизы фюрера и записку с его пожеланиями.

   Дорогой господин Шпеер! В приложении я пересылаю Вам запись пожеланий фюрера, как они выражались после нашего общего с господином генерал-фельдмаршалом Кейтелем доклада фюреру. У меня сложилось впечатление, что в условиях приближающейся зимы фюрер хотел бы действовать здесь – при необходимости отсрочив другие берлинские работы – как можно более эффективно.
Записка Ф. Тодта, отправленная А. Шпееру 27 сентября 1940 г.     Набросок будущего бункера, сделанный рукой Гитлера.    
Записка Ф. Тодта, отправленная А. Шпееру 27 сентября 1940 г. и набросок будущего бункера, сделанный рукой Гитлера.  
Для увеличения щелкнуть по картинке.

Шпееру понадобилось лишь три дня, чтобы сориентироваться в ситуации и по-новому организовать работу Главной строительной инспекции (GBI). Письмо Гитлера открывало перед ним огромные возможности. Шпеер имел право получать беспрепятственно все необходимое для осуществления программы: рабочих, стройматериалы, транспортные средства, но, что еще важнее, принятые генеральным инспектором строительства решения являлись окончательными. На расширенном заседании 17 октября 1940 г. было решено, что первые бункеры в Берлине должны быть построены уже через три месяца.

Для Берлина в Генеральной строительной инспекции сразу же разрабатывают четыре серии стандартных одноэтажных бункеров, наземных и заглубленных. Стандартизация должна гарантировать более быстрое строительство. Бункеры отличаются лишь толщиной стен. В то время как толщина потолков у всех типов равна 1.4 м, у подземных бункеров стены имеют толщину 1.8 м, а у одноэтажных наземных толщина стен лишь 1.1 м, поскольку стены подземного бункера при близком взрыве фугасной бомбы должны выдерживать более сильные нагрузки. Всего же в начале берлинские архитекторы прорабатывали 16 различных вариантов. Самые маленькие убежища предусматривали размещение 48 кушеток, самые большие имели 218 спальных мест. У всех типов бункеров было не менее двух выходов, имелись отдельные помещения для систем аэрации и угольного отопления, большие комнаты отдыха, а также кухни, туалеты и душевые. Кроме того, в разных бункерах имелось разное количество маленьких помещений (каждое около 6 кв. м), в которых устанавливались две трехэтажных кровати.

Однако уже в начале апреля 1941 г. меняются приоритеты в программе строительства убежищ. Чтобы максимально сэкономить время и дефицитные стройматериалы, Шпеер отказывается от сооружения одноэтажных наземных убежищ, создавать которые оказалось экономически невыгодно, и делает ставку на возведение наземных трехэтажных бункеров (Hochbunker) вместимостью 500 человек. Наряду с бесспорными преимуществами наземных убежищ, заключающимися в возможности быстрого их возведения, отсутствии больших транспортных работ по отвозке грунта и более удобном использовании помещений в мирное время, они имеют весьма существенные недостатки, которые сильно ограничивают широкое их применение. К этим недостаткам в первую очередь относятся большая вероятность поражения укрывающихся при ударе и взрыве бомбы у наружной поверхности , а также достаточно большая сложность конструктивных работ.

Типовой высотный бункер М500, 1942 г.     План расположения помещений этого бункера.    
Типовой высотный бункер М500, 1942 г. и план расположения помещений этого бункера.  
Для увеличения щелкнуть по картинке.

Высотный бункер типа М500 походит в плане на три поставленных друг на друга больших низких одноэтажных бункера, таким образом при использовании практически той же небольшой площади достигается намного большая вместительность. Размеры основания здания 36,7 x 20,5 м (около 752 кв. м). Полезная площадь помещений бункера около 1468 кв. м. Максимальная высота крыши 18 м, высота карниза 10 м. Наружные стены имеют угол наклона 2,75°. Подвал отсутствует, но есть чердак. В целях маскировки крыша делалась вальмовой (шатровой), сверху бункер ничем не олличался от обычного жилого дома. Крыша лежала на стропильной железобетонной ферме. Под крышей по периметру бункер опоясан консольным фризом, который создает переход к перекрытию крыши.

Планировка всех этажей одинаковая. Оба входа ведут в коридоры с лестницами. Люди размещаются в небольших кабинках. Бункер был разработан в качестве «спального» убежища, где практически для каждой семьи была предусмотрена маленькая комнатка 2 х 3 м. В каждом этаже устроены уборные, умывальные и фильтровентиляционные камеры. В первом этаже расположена силовая станция с аварийным дизель-генератором. Защитные свойства этого убежища обеспечивают защиту от прямого попадания 250-кг фугасной авиабомбы. Наружные стены имеют толщину 1,2 м и несколько утолщаются книзу. Толщина внутренних стен 0,3 м. Толщина верхнего защитного перекрытия 2,3 м. Чистая высота этажа 2,7 м.

Строительство бункера М500 на Ораниенбургер штрассе     Недостроенный бункер М500 на Тельпроменаде (ныне Готтхардштрассе).    
Райникендорф, 1941 г.Строительство бункера М500 на Ораниенбургер штрассе и недостроенный бункер М500 на Тельпроменаде (ныне Готтхардштрассе).   Для увеличения щелкнуть по картинке.

С обеих сторон бункера имеются два входа, декорированные каменными арками. Эти арочные ворота в совокупности с воздухозаборными отверстиями приточной вентиляции в стенах, выполненными в виде бойниц, а также строгая внешняя отделка делают бункер похожим на монолит. По замыслу авторов проекта, бункер должен был вызывать у населения образ мощной неприступной крепости (этот замысел вполне удался, бункер действительно напоминает средневековый замок). Первые пять новых бункеров были построены в районах Шпандау, Ланквиц, Буков, Нидершёневайде и Райникендорф. Следом сооружались еще 35 бункеров этого типа.

Одновременно архитекторы Генеральной строительной инспекции проектируют три новых типовых бункера с четырьмя и даже пятью этажами. Если трех- и четырехэтажные убежища планируют использовать в качестве обычных спальных бункеров на 600 и 1400 человек, то пятиэтажные защитные строения позиционируются как вокзальные бункеры рейхсбана на 1200 и 4500 мест. Помимо прочего к бункерам предъявляется еще одно требование: они должны органично вписываться в архитектурный облик Берлина. В конце июля 1941 г. в Шпандау, Йоханнесхалле и Мальсдорфе начинается строительство первых четырехэтажных спальных бункеров, которые получают наименование М1200 (по первоначально спланированному числу спальных мест).

Рисунок типового здания вокзального бункера, автор проекта К. Бонатц, 1940 г.    Бункер на Силезском (ныне Восточном) вокзале, построенный по этому проекту.    Бункер М 1200 на Дрегерхофштрассе в Кёпенике, 1943 г.   
Слева направо: рисунок типового здания вокзального бункера, автор проекта К. Бонатц, 1940 г. Бункер на Силезском (ныне Восточном) вокзале, построенный по этому проекту. Бункер М1200 на Дрегерхофштрассе в Кёпенике, 1943 г. Для увеличения щелкнуть по картинке.

Сохранились свидетельства очевидцев, которые укрывались в этих бункерах в годы войны во время налетов. Вот отрывок из статьи В. Циммермана в немецкой газете, где описывается бункер в Рансдорфе, который был взорван в послевоенное время:

   ...Приказом фюрера от 30 сентября 1940 года в больших городах и индустриальных центрах сооружались бункеры для защиты населения от воздушных атак. Гора Шиндерберг между Фюрстенвальдер аллее и Мюленвег в Рансдорфе должна была быть частично снесена для постройки бункера. Итальянские рабочие, которые были обязаны принудительно работать в Германии, строили бункер с 1941 года. Массы песка перевозились вагонетками к старому гравийному карьеру в Дорнбуше. До сих пор стоящий в Карлсхорсте (Цвизелер штрассе, угол с Райнпфальц аллее) бункер относится к тому же типу, что и бункер в Рансдорфе, он замаскирован под дом с вальмовой черепичной крышей. Под выступом крыши размещался фриз консолей. Бункер в Рансдорфе был трехэтажный, на 4 метра длиннее, чем в Карлсхорсте, и со значительно более мощными стенами и крышей. С осени 1942 года бункер можно было использовать. Он служил для защиты женщин и детей. Также можно было снимать отдельные кабинеты. Евреи, иностранцы и принудительная рабочая сила не имели доступа в бункер. В бункере могло разместиться порядка 500 человек. Этот тип бункеров был оборудован защитой от газа и бомб. Главный вход располагался с восточной стороны, «черный» вход – на западной. Он использовался для обслуживающего персонала. Также там находился электрогенератор.
   Ответственным был дежурный по бункеру. С 19 часов бункер закрывался. В бункере были туалеты и моечные для мужчин и женщин, кухня на случай необходимости, а также помещение для дежурной группы и ответственного за бункер. На каждом этаже в вестибюле было 27 сидячих мест. В самых маленьких 6-метровых кабинах стояли одна или две двухэтажных кровати с соломенными матрацами. В больших 9-метровых кабинах находились три двухэтажные кровати, маленький столик и два стула...

А вот о чем рассказала жительница Берлина Герда Яниш — ее воспоминания интересны прежде всего тем, что относятся именно к бункеру на Цвизелер штрассе в Карлсхорсте.

   ...Тот, кто после тревоги не смог своевременно достичь бункера, преимущественно переполненного, оказывался перед замкнутыми дверями. Часто случалось, что уже по дороге в небе появлялись первые разведчики и сбрасывались первые «рождественские елки». Мы торопились также потому, что если все места в бункере были заняты, двери бункера сразу же закрывались, и их запрещалось открывать до конца налета. В отличие от многих других, кто внезапно оказывался перед замкнутыми дверями, мы всегда успевали занять нашу кабину на нижнем этаже в боковом проходе. Кровати мы делили с женщиной с двумя маленькими детьми и грудным ребенком. Все кабины бункера [...] были полностью заняты, как правило, семьями военнослужащих вермахта. Из-за недостатка мыла, чистящих средств и возможности помыться условия соблюдения гигиены оставляли желать лучшего. В разных помещениях было по-разному. В одних кабинах господствовал образцовый порядок и чистота, но были и кабины с мусором, клопами и блохами. Моя мать регулярно обрабатывала распылителем против паразитов наши соломенные тюфяки и все другие предметы, так что у нас лишь иногда появлялись отдельные тараканы. Но, избавившись от паразитов, мы должны были бороться с постоянным едким запахом химикатов. А свежий воздух поступал внутрь только сквозь маленькую щель в стене...

Постепенно налеты британских ВВС ослабевают, и, хотя английская авиация еще пытается наносить удары с воздуха, большой эффективностью они не отличаются. С августа 1940 по декабрь 1941 г. в результате налетов английской авиации в Берлине зарегистрировано 488 убитых, около 1000 раненых, 20 тыс. человек остались без крова — разве можно сравнивать эти налеты с теми страшными опустошительными бомбардировками в конце войны, которые Берлину еще только предстоит пережить!

Жертвы воздушного налета, сложенные в выставочном зале в Шарлоттенбурге.     На Моренштрасе в Митте, 1945 г.    
Слева: жертвы воздушного налета, сложенные для идентификации в выставочном зале в Шарлоттенбурге.    
Справа: путь по обломкам. На Моренштрасе в Митте, 1945 г. Для увеличения щелкнуть по картинке.

Между тем, в середине 1941 г. Гитлер планирует начать в Берлине строительство «второй волны» убежищ — по его замыслу отныне должны строиться новые бункеры с толщиной стен и потолков не менее 2,5 м. Шпеер противится этому, разумно полагая, что такой объем работ выполнить не удастся — у рейха не так много запасов стройматериалов и топлива. Кроме того, он опасается, что у жителей Берлина появится недоверие к уже построенным убежищам. Как бы там ни было, до «второй волны» дело так и не дошло. В декабре 1941 г. на Восточном фронте разразилась «зимняя катастрофа»: Красная Армия нанесла вермахту сокрушительное поражение под Москвой. В силу сложившихся обстоятельств плановикам Главной строительной инспекции пришлось перейти «к исключительно глубокому сокращению строительных проектов в области противовоздушной обороны». Разработка новых проектов полностью прекращена, продолжение уже начатых отложено. Как следствие этого вынужденного решения, весной 1942 г. работы на стройплощадках, где возводятся самые большие убежища, приостанавливаются до более благоприятного времени. Однако для Берлина это время так никогда и не наступило...

Для большинства людей, укрывавшихся в бункерах, как и для самих бункеров, война завершилась в апреле 1945 г., когда Красная Армия ворвалась в Берлин и начала неотвратимо захватывать район за районом. Вот что происходило в те дни в уже упоминавшемся бункере М500 в Рансдорфе на Фюрстенвальдер аллее.

21 апреля 1945 г. около полудня доктор Штёссель, врач, практикующий в Рансдорфе, в бункере оказывал помощь раненым солдатам и гражданским лицам. Очевидец тех событий Х. Хофман, которому тогда было двенадцать лет, вспоминает события того дня:

   ...доктор Штёссель предложил вывесить на бункере белый флаг. Большинство людей боялось это сделать, тем более, что этому пыталась помешать девица из гитлерюгенда , которая с несколькими дружками заперлась в одной из кабин. Доктор Штёссель попросил раненых солдат вынести из бункера свое оружие. В это время в бункер пришел коммунист Эрвин Хейн, живший совсем рядом. Когда послышался лязг гусениц, Штёссель и Хейн взяли белый флаг и пошли на этот звук. В районе бензоколонки они увидели советского офицера, который шел им навстречу. За офицером по улице двигался танк. Оказалось, что советский майор неплохо говорит по-немецки. Очень быстро обо всем договорились, парламентеры вернулись в бункер, а через четверть часа там появился и советский майор. Действия доктора Штёсселя и Эрвина Хейна, вероятно, многим в тот день спасли жизнь...

А бункеру в Рансдорфе после этих событий суждено было простоять всего лишь полтора года. Осенью 1946 г. он был взорван — вступила в действие принятая оккупационными союзными властями программа по уничтожению бункеров и прочих военных объектов в Берлине. При этом боковые стены и фронтоны завалились наружу, а потолок и межэтажные перекрытия рухнули вниз и лежали на плите фундамента трехметровой грудой. Так и валялась эта гора обломков почти шестьдесят лет.

Развалины высотного бункера М500 на Фюрстенвальдер аллее в Рансдорфе.     Развалины высотного бункера М500 на Фюрстенвальдер аллее в Рансдорфе.    
Развалины высотного бункера М500 на Фюрстенвальдер аллее в Рансдорфе, взорванного осенью 1946 г.    
Для увеличения щелкнуть по картинке.

В феврале 2006 г. этот земельный участок приобрела сеть супермаркетов «Нетто». В июне 2007 г. приступили к разборке завалов и вывозу мусора, в сентябре началось строительство рынка. В качестве фундамента для павильона использовали фундаментную плиту бункера размером 19 х 39 м и толщиной 1,2 м. Уже 20 декабря 2007 г. состоялось открытие рынка. И сегодня жители близлежащих кварталов радостно спешат за покупками на то самое место, где когда-то их жизнь подвергалась смертельной опасности.

Бункер в Рансдорфе, вероятно, оказался одним из самых первых бункеров М500, взорванных в в соответствии с планом уничтожения военных объектов, под которые подпадали все сооружения ПВО. Программа демилитаризации Германии набирала обороты. Просьбы магистрата прекратить разрушение бомбоубежищ и использовать их как больницы и жилье для бездомных решительно отклонялись. Бункеры уничтожались быстро и беспощадно (хотя, как показала действительность, в течение всего последующего времени никакого вреда они не принесли). Но в первые послевоенные годы в поверженной столице рейха все представлялось иначе.

Взорванный бункер М500 в Адлерсхофе, 1957 г.
Взорванный бункер М500 в Адлерсхофе, 1957 г.
Для увеличения щелкнуть по картинке.

Только в Шпандау в соответствии с программой строительства гражданских убежищ было возведено пять бункеров типа М500: на Фёльдерихплац в Вильхельмштадте, на Кремервег в Хакенфельде, на Симонштрассе в Хасельхорсте, на Раделандплац и на Штадтрандштрассе вблизи Вальдкранкенхаус. Все они были взорваны в 1947 г.

Строительство бункера М500 на Штадтрандштрассе, 1942 г.     Руины бункера М500 на Кремервег, 1947 г.    
Путь от бункера к пагоде. Слева: строительство бункера М500 на Штадтрандштрассе, 1942 г.    
Справа: руины бункера М500 на Кремервег, 1947 г. Для увеличения щелкнуть по картинке.

О бункере на пересечении Фёльдерихштрассе и Веверштрассе следует рассказать подробнее. Это был один из пяти самых первых высотных бункеров типа М500, построенных в столице рейха в 1941 г. А 19 июля 1946 г. ему, как и всем его бетонным собратьям в Берлине, был вынесен смертный приговор — на своем заседании союзники приняли решение сносить все подобные объекты. Приговор привели в исполнение в июле 1947 г. — бункер взорвали. Но произошло нечто невероятное: хотя лестницы и межэтажные перекрытия внутри здания обрушились, сама бетонная коробка устояла! Делать повторные подрывы не решились из опасений, что могут пострадать дома по соседству. Бункер решили использовать как складское помещение. И лишь спустя полвека, в 1997 г., непокорный бункер был снесен, а на его месте построен жилой дом.

Бункер М500 на пересечении Фёльдерихштрассе и Веверштрассе.     Дом, построенный на его месте.    
Бункер М500 на пересечении Фёльдерихштрассе и Веверштрассе и дом, построенный на его месте.    
Для увеличения щелкнуть по картинке.

Всего в рамках программы строительства убежищ (Bunkerbauprogramm) в Берлине было запланировано возвести около сорока высотных бункеров типа М500. Пока точно известно лишь о двадцати построенных бункерах М500 и семи типа М1200. На сегодняшний день осталось только пять бункеров М500: в Темпельгофе, Ланквице, Карлсхорсте и два бункера в Виттенау.

Бункеры М500.

  1 Адлерсхоф Фридландер штрассе нет
  2 Виттенау Виттенауер штрассе (1) есть
  3 Виттенау Виттенауер штрассе (2) есть
  4 Карлсхорст Цвизелер штрассе есть
  5 Кёпеник Каульсдорфер штрассе нет
  6 Кёпеник Песталоцциштрассе нет
  7 Ланквиц Айсвальдштрассе есть
  8 Лихтенберг Херцбергштрассе - Кранкенхаус нет
  9 Райникендорф Готхардштрассе нет
10 Райникендорф Любарсер штрассе нет
11 Рансдорф Фюрстенвальдер аллее нет
12 Темпельгоф Фридрих Карл штрассе есть
13 Хоеншёнхаузен Вайсензеервег - Конрад Вольф штрассе нет
14 Хоеншёнхаузен Вартенбергер штрассе - Йозеф Хёен штрассе нет
15 Хоеншёнхаузен Генслерштрассе нет
16 Шпандау Кремервег нет
17 Шпандау Раделандплац нет
18 Шпандау Симонринг нет
19 Шпандау Фёльдерихштрассе - Веверштрассе нет
20 Шпандау Штадтрандштрассе нет

Бункеры М1200.

  1 Йоханнесхалл Линдхорствег нет
  2 Карлсхорст Марксбургштрассе нет
  3 Кёпеник Дрегерхофштрассе нет
  4 Мальсдорф Килер штрассе нет
  5 Райникендорф Квикборнер штрассе нет
  6 Шпандау Фалькензеер Чаусзее нет
  7 ??? Силезишер банхоф нет
       

Бункер в Темпельгофе находится недалеко от порта на Фридрих Карл штрассе, 24. После войны бункер использовался в качестве склада. После реконструкции помещения бункера, специально перестроенные и имеющие все необходимое для репитиций и звукозаписи, сдаются в аренду музыкантам. Бункер, который так и прозвали музыкальным (Musik-Bunker), находится под охраной государства.

Бункер М500 в Темпельгофе в июле 2007 г.     Бункер М500 в Темпельгофе в январе 2010 г.    
«Музыкальный» бункер М500 в Темпельгофе в июле 2007 г. (фото А. Фрибеля) и январе 2010 г.    
Для увеличения щелкнуть по картинке.

В настоящее архитектор Штефан Зилонковски разработал проект реконструкции данного бункера, согласно которому предлагается сделать элегантный светлый пентхауз на несколько современных квартир, приподняв вальмовую крышу. Доступ в пентхаус будет осуществляться по лестницам в наружной башне. При этом железобетонный потолок двухметровой толщины останется нетронутым, поскольку должен гарантировать отличную звукоизоляцию от располагающихся в бункере студий звукозаписи. Цель проекта — найти наиболее рациональный вариант использование здания-памятника. При этом одно из главных условий — при всех внешних изменениях сохранить узнаваемость исторического облика бункера.

План реконструкции бункера в Темпельгофе по проекту архитектора Ш. Зилонковски.
План реконструкции бункера в Темпельгофе по проекту архитектора Ш. Зилонковски.
Для увеличения щелкнуть по картинке.

Сразу два бункера типа М500 стоят рядом в районе Берлин-Виттенау на Виттенауер штрассе. Это единственный случай, когда два бункера этого типа были возведены в одном месте. Совершенно непонятно, в каком году они были построены и почему их два, на аэрофотосъемке 1943 г. в Google что-либо разглядеть проблематично. В настоящее время между бункерами находится ангар (Виттенауер штрассе, 72), где расположен филиал фирмы проката. На аэрофотосъемке 1953 г. этого здания нет.

Место расположения (Google) двух бункеров М500 на Виттенауер штрассе.    Бункер на Виттенауер штрассе, 78.    Бункер на Виттенауер штрассе, 70.   
Слева направо: место расположения (Google) двух бункеров М500 на Виттенауер штрассе; бункер на Виттенауер штрассе, 78 и бункер на Виттенауер штрассе, 70, 2008 г. Фото Й. Мевера, Для увеличения щелкнуть по картинке.

Бункер, расположенный в Ланквице, является, пожалуй, самым известным из вссех бункеров типа М500.

Уже 1 октября 1945 г. в высотном бункере на Айсвальдштрассе в районе Штеглиц компания железнодорожного спального сервиса и питания «Митропа» открывает первый отель. В 103 комнатах, рассчитанных на 160 спальных мест, особое внимание уделяется качественной вентиляции номеров. В фойе, как пишут журналисты того времени, «звучат рояль, контрабас и аккордеон», в «украшенном ковром помещении гости этого до сих пор невиданного отеля сидят за столами, покрытыми белыми скатертями». На открытии отеля представитель «Митропы» говорит о «поворотной точке в деле возрождения пассажирского сервиса», который очень страдает от крайне ограниченных возможностей ночлега в Берлине, и обещает «настоящее берлинское гостеприимство».

Первый бункер-отель в Ланквице.     Первый бункер-отель в Ланквице.    
Первый бункер-отель в Ланквице на Айсвальдштрассе, 17. Фото из бундесархива, 1946 г.    
Для увеличения щелкнуть по картинке.

Отель находился в эксплуатации по октябрь 1949 г., затем бункер служил приютом для граждан, возвратившихся на родину и водителей-дальнобойщиков, которые могли переночевать здесь за 2,20 дойчмарок. В 1955 г. здание, безопасное в пожарном отношении, сдали в аренду киностудии, которая использовала его в качестве склада пленки. После модернизации с 1987 по 2009 г. бункер снова входил в систему сооружений гражданской обороны. В настоящее время по некоторым данным выставлен на продажу. Бункер охраняется государством. Фотоальбом о бункере в Ланквице можно посмотреть  здесь .

Бункер М500 на Айсвальдштрассе, 17 в районе Берлин-Ланквиц.     Бункер М500 на Айсвальдштрассе, 17 в районе Берлин-Ланквиц.    
Бункер М500 на Айсвальдштрассе, 17 в районе Берлин-Ланквиц, март 2010 г. Фото П. Шаки.    
Для увеличения щелкнуть по картинке.

И, наконец, последний из уцелевших бункеров типа М500 — бункер в Карлсхорсте на Цвизелер штрассе. Предположительное время постройки — 1942 г. Надо сказать, что точное время постройки бункеров М500 неизвестно. Иногда ошибочно указывают 1940 г., но проект бункера этого типа начали разрабатывать лишь в 1941 г. Конкретных документов, прямо указывающих на сроки ввода в эксплуатацию этих бункеров, пока получить не удалось никому.

Бункер М500 на Цвизелер штрассе в районе Берлин-Карлсхорст.     Бункер М500 на Цвизелер штрассе в районе Берлин-Карлсхорст.    
Бункер М500 на Цвизелер штрассе в районе Берлин-Карлсхорст.    
Для увеличения щелкнуть по картинке.

В 70-е годы в бункере располагались вещевой и продовольственный склады 10 отб, благо температура в бункере была постоянной — немцы проектировали это сооружение в том числе для эффективного использования в мирное время в качестве складов и лабораторий. Кроме того, там хранилось караульное оружие и боеприпасы, а в многочисленных помещениях размещались каптерки с различным имуществом подразделений и просто хламом. Еще запомнилась любопытная особенность. Стены бункера были закрашены масляной краской, и в некоторых местах проступала старая покраска. И она светилась в темноте! Возможно, светящаяся краска выполняла функции дежурного освещения либо это были отдельные пиктограммы-указатели — других идей мне в голову не приходит.

Во время моей службы в 10 отб я неоднократно слышал историю о немце, который появился непонятно откуда в расположении батальона (до 1967 г. здесь размещался 133 омсб). При попытке его задержать он исчез в районе бункера, словно сквозь землю провалился. При тщательном обследовании был обнаружен подземный ход, ведущий в сторону Дома капитуляции. Этот вход в тоннель был засыпан. Раньше мне не особо верилось в эту байку, тем более, что на вопрос о времени, когда произошел этот случай, никто толком ответить не мог. Но летом 2011 г. я встречался с Н. И. Тамбовцевым, который до 1975 г. был начальником продовольственно-вещевой службы 10 отб, т. е. склады в бункере были в его ведении. Каково же было мое удивление, когда на мой полушутливый вопрос о подземном ходе, Николай Иванович совершенно серьезно ответил, что тоннель действительно был. Вход в него находился у торцевой стены бункера со стороны Цвизелер штрассе, дверь в тоннель была всегда опечатана.

Осенью 2011 г. я вновь встречался с Н. И. Тамбовцевым. Снова разговор зашел о тоннеле. Николай Иванович уверенно показал место со стороны Цвизелер штрассе, где размещался вход в загадочный тоннель. Когда в октябре 2008 г. я был в Карлсхорсте, это место выглядело вот так.

Здесь был вход в тоннель.
Здесь был вход в тоннель, октябрь 2008 г. Из архива В. В. Толстых.
Для увеличения щелкнуть по картинке.

В семидесятых же годах этих плит с отверстием не было. На этом месте располагался прикрытый решеткой и закрытый на замок двустворчатый люк. Откинув в стороны створки люка, можно было по ступеням спуститься к двери, ведущей в тоннель.

Николай Иванович Тамбовцев помог раскрыть и другой «секрет» бункера. Долго не мог понять предназначения этой конструкции.

Роликовый транспортер, который использовали при загрузке продовольствия в склад.     Роликовый транспортер, который использовали при загрузке продовольствия в склад.    
Советское ноу-хау в немецком бункере – роликовый транспортер, который использовали при загрузке     
продовольствия в склад. Для увеличения щелкнуть по картинке.

Все оказалось просто — этот роликовый транспортер соорудили из подручного материала батальонные умельцы для более удобной загрузки продуктов в склад. Причем отверстие в стене бункера долбили очень долго и проделали с величайшим трудом. Бетон оказался на редкость прочным и откалывался лишь маленькими кусочками.

А вот кем и когда был начерчен этот план, пока непонятно.

План расположения помещений бункера-склада.
План расположения помещений бункера-склада.
Для увеличения щелкнуть по картинке.

В настоящее время бункер в Карлсхорсте — единственное оставшееся строение на территории военного городка 10 отб. Последний раз свободный доступ в бункер был в 2005-2006 гг. в рамках Дня открытых памятников — подробности об этом событии можно узнать здесь и здесь.

Карлсхорст, 11-12 сентября 2005 г.    Карлсхорст, 11-12 сентября 2005 г.    Карлсхорст, 11-12 сентября 2005 г.   
День открытых памятников в Карлсхорсте 11-12 сентября 2005 г. Для увеличения щелкнуть по картинке.    

Не так давно жители Карлсхорста предложили властям создать в бункере музей истории ПВО Берлина, однако это предложение поддержки не получило. Что станет с бункером в дальнейшем, пока неясно. Посмотреть подборку фотографий бункера на Цвизелер штрассе и его внутренних интерьеров можно здесь.

 

 

Использованные источники:

 

Последнее обновление 23.12.2014.
Яндекс.Метрика