БЕРУЧАН ВАРТАН АБГАРОВИЧ
Родился 25 декабря 1900 г. (по старому стилю) в м. Они Рачинского уезда Кутаисской губернии в семье приходского священника церкви Пресвятой Богородицы Тифлисской Армяно-Григорианской епархиальной консистории.
В 1917 г. поступил на строительное отделение в Бакинское Алексеевское среднее механико-строительное училище (с 1918 г. - Бакинский политехникум). При поступлении произошел неприятный инцидент с фамилией. Изначально Вартан Абгарович носил фамилию Беручьянц, но принимавший документы чиновник-самодур обвинил юношу в ее неправильном написании. Вот как об этом вспоминал сам В. А. Беручан:
А он продолжает: «После “ч” пишется не “я”, а “ья”, но чтобы не писать две буквы, надо писать букву “а”, в произношении это будет “ья”. Впредь Вы будете не Беручян и не Беручьян, а Беручан».
С этого времени я и мое поколение носим фамилию Беручан, а мои братья, сестры и прочие родственники — Беручян, Беручьян, Беручянц.
По окончании училища В. А. Беручан с 1923 г. работал техником-архитектором. При этом следует отметить, что выпускники строительного отделения училища получали право самостоятельного производства строительных работ, что ставило их на одну ступень с архитекторами и гражданскими инженерами, окончившими самые престижные петербургские и московские учебные заведения. В 1930 г. окончил Московское высшее техническое училище (ныне МГТУ им. Н. Э. Баумана) по специальности инженер-архитектор.
В 1929 г., работая в проектно-строительной организации «Стромстрой» ВСНХ СССР, принимал участие в проектировании и строительстве заводов наркомата тяжелой промышленности «Цемстрой», «Огнеупорцемстрой» и Грузинского цементного завода. В 1930 г. участвовал в строительстве Армянского цементного завода, в 1931-1932 гг. Новобрянского цементного завода и Ереванского химического комбината.
С 1936 г. по 1941 г. работал в Союзспецстрое на строительстве как гражданских, так и военных объектов.
С началом Великой Отечественной войны был призван в ряды РККА и направлен на Западный фронт.
В связи с резким осложнением обстановки летом 1941 г. на Западном направлении началось создание Московского стратегического плацдарма, включавшего в себя Ржевско-Вяземский оборонительный рубеж, Можайскую линию и Московскую зону обороны. Уже 2 июля 1941 г. военинженер 3 ранга В. А. Беручан находился в районе Селижарово, где вело оборонительные работы сформированное на базе московского треста «Электропром» полевое строительство № 3 (ПС-3).
Для увеличения щелкнуть по изображению.
Линия обороны проходила от оз. Селигер до оз. Волго по левому берегу Волги до д. Юркино, затем шла на Овчинниково, Молодой Туд и Оленино, опоясывая Ржев, и далее на Вязьму. Она состояла из противотанковых рвов, системы дотов и дзотов, газоубежищ, обмывных и командных пунктов и складов. Через 3-4 км эти линии объединялись отсечными противотанковыми рвами, образуя батальонный район обороны. Переднюю линию возводили строители, дальше всю систему (стрелковые окопы, ходы сообщения) строили сами войска.
Главоборонстрой НКВД отправлял на строительство эшелоны с цементом, железом лесом. Мобилизованные прибывали, как правило, без инструмента, поэтому Моссовет направил колонну из 30 машин с продовольствием и лопатами. Все эти машины были задействованы на строительстве. Ощущалась нехватка механизмов, единственный экскаватор работал в районе оз. Волго. Использовались также передвижные электростанции, бетономешалки и камнедробилка. Уже к сентябрю было вырыто около 300 км противотанковых препятствий (один погонный метр противотанкового рва полного профиля глубиной 3,5 м и шириной снизу 3 м требовал выемки 18 кубометров грунта). Всего было вынуто около 5 млн кубометров земли. На стокилометровом участке оборудовали около 1200 дзотов, лобовая часть которых была залита бетоном, а бревна скреплены скобами. Все сооружения хорошо маскировались под стога сена и сараи. Однако сам ход строительства замаскировать было невозможно, немецкие самолеты фактически беспрепятственно вели разведку, иногда совершая налеты. В результате бомбежек на строительстве погибло 16 человек, 20 человек было ранено.
В начале октября 1941 г. на правом фланге Западного фронта обстановка обострилась. В ночь на 6 октября было принято решение об отводе войск на рубеж Осташков, Ржев. А 7 октября руководитель ПС-3 А. И. Ганзбург получил распоряжение от начальника Третьего (Западного) Управления ГУОБР НКО СССР Г. Д. Афанасьева об эвакуации личного состава и имущества
Для увеличения щелкнуть по изображению.
10 октября войска правого крыла Западного фронта закреплялись на новом рубеже. Полосу обороны Осташков, Селижарово, Кременницы, Плеханово заняли войска 22 А генерал-майора В. А. Юшкевича, при этом в соприкосновении с противником находилась лишь правофланговая 249 стрелковая дивизия этой армии. Южнее 20 А по левому берегу Волги на участке Ржев, Старица оборонялись войска 29 А генерал-лейтенанта И. И. Масленникова. Однако в этот же день 3 танковая группа и часть сил 9 А противника нанесли мощный удар в направлении Ржев, Калинин. 12 октября последовал еще один удар из района юго-западнее Ржева вдоль правого берега Волги. На ржевско-калининском направлении развернулись кровопролитные бои, в результате которых противник, захватив Зубков и Старицу, 14 октября ворвался передовыми частями в Калинин, перерезав кратчайшую железнодорожную магистраль от Москвы на новгородское направление. Однако выйти к Вышнему Волочку и Лихославлю, чтобы полностью парализовать движение на дороге, противник не смог, поскольку был остановлен на рубеже Осташков, Селижарово, Калинин.
Для ПС-3 прорыв противника обернулся большими неприятностями. После получения приказа на эвакуацию местное население, мобилизованное в строительные батальоны, было отпущено, остальные двинулись в тыл. Всего по донесению Г. Д. Ганзбурга выходило 19600 человек. Часть подразделений, отступавших по дорогам, попала под удар немецких войск. Группа, в составе которой находился В. А. Беручан, пробираясь лесами, сумела избежать столкновений с противником и в конечном итоге благополучно вышла к своим. 19 октября колонна ПС-3 в составе 5 тыс. человек была в Калязине, еще 8 тыс. человек прибыли в Лихославль. Автотранспорт в количестве 103 грузовых автомашин был оставлен в Калинине.
Стратегическая обстановка, сложившаяся на фронте в октябре 1941 г. требовала выполнения широкомасштабных оборонительных работ с охватом большой территории тыловых районов страны. Управлением строительства укрепленных районов Генерального штаба был разработан план возведения полевых оборонительных рубежей стратегического назначения. Этим планом предусматривалось создание от Онежского озера и по р. Волге в районах Вологда, Ярославль, Горький, Саратов, Сталинград, Астрахань нового стратегического эшелона для Красной Армии, которому Верховное Главнокомандование придавало исключительное значение в достижении перелома положения на советско-германском фронте. Предполагалось создать две линии обороны, опирающиеся на водные рубежи. Первая проходила от Медвежьегорска по восточному берегу Онежского озера до Рыбинского водохранилища, рекам Ока, Цна, Дон до Азовского моря, вторая — по северному и восточному берегу Волги от Горького до Астрахани. Одновременно Ставка ВГК наметила план создания десяти резервных армий, которые в случае необходимости должны были задержать противника на новых рубежах.
Поэтому постановлением ГКО № 782сс от 13 октября 1941 г. на базе ГУОБР НКВД и Управления оборонительного строительства ГВИУ был создан единый центральный орган руководства оборонительным строительством — Главное управление оборонительного строительства (ГУОС) при НКО. Новому центральному органу были подчинены фронтовые и армейские военно-полевые строительства, переданы в распоряжение 10 фронтовых управлений оборонительных работ НКВД, ему также поручалась организация саперных армий общим составом 300 тыс. человек. Начальником ГУОС был назначен генерал-майор инженерных войск Л. З. Котляр, который, будучи начальником Главного военно-инженерного управления, a затем начальником инженерных войск РККА, одновременно, до апреля 1942 г. возглавлял это управление. Общее руководство оборонительным строительством было поручено наркому внутренних дел Л. П. Берия
К этому времени В. А. Беручан в составе сформированного в г. Горький 13 УОС находился на строительстве Горьковского оборонительного рубежа.
22 октября 1941 г. в Горьком в соответствии с постановлением ГКО № 830сс был создан Горьковский городской комитет обороны (ГГКО), в руках которого была сосредоточена вся полнота гражданской и военной власти в городе и области. 31 октября 1941 г. на заседании ГГКО было принято решение о строительстве Окского оборонительного рубежа. Линия обороны проходила в 70-80 км вокруг Горького с юго-запада по Оке на Фоминки, Гороховец до Волги, западнее Чкаловска и по берегу Волги вплоть до Юрьино. Весь рубеж был разделен на 14 полевых строительств (ПС). Так, Муромский обвод (кольцо в 12-15 км вокруг города) был выделен в ПС-12. ПС 13 и 14 прикрывали промышленный юго-запад области — Кулебаки, Выксу, Мордовщиково по левому берегу Оки. Муром и Муромский район должны были строить оборонительные сооружения сами.
Сроки строительства были чрезвычайно жесткими, практически нереальными. Горьковский оборонительный обвод требовалось построить уже к 10 ноября 1941 г., оборонительные рубежи по левому берегу Волги, по р. Оке с обводом для обороны Мурома — к 15 ноября.
В. А. Беручан участвовал в строительстве оборонительного рубежа в составе ПС-3. Объем предстоящих работ был огромен. Все работы по Горьковскому обводу и Окскому рубежу выполнялись почти исключительно местным гражданским населением, мобилизованным в порядке трудовой повинности. Разрешалось мобилизовывать и студентов всех вузов, учащихся старших курсов техникумов и даже учеников старших классов средних школ. Всего предполагалось мобилизовать более 300 тыс. человек, в том числе по г. Горькому — 100 тыс. человек, привлечь к работе 200 тракторов и 3100 лошадей. По Горьковскому обводу предстояло построить 299 км противотанковых рвов и эскарпов (вынув при этом 4 млн. кубометров грунта), и 960 огневых точек; по Окскому рубежу — 350 км противотанковых рвов (4 млн. 780 тыс. кубометров грунта), 1164 огневых точки; по Волжскому рубежу — 310 км противотанковых рвов (4 млн. 500 тыс. кубометров грунта). Помимо противотанковых рвов, эскарпов и контрэскарпов глубиною 3 м, устанавливались в шахматном порядке двух-трехрядные надолбы из бревен, дзоты и сборные железобетонные точки, бронеколпаки, ежи, делались лесные завалы шириной не менее 50 м, рылись землянки, оборудовались командные и наблюдательные пункты. Всего на Горьковском обводе и Окском рубеже было сооружено 793 км противотанковых препятствий, построено 2332 огневые точки и 4788 землянок. На строительстве рубежа работало свыше полумиллиона человек. Для строительства оборонительных рубежей выполняли заказы 40 предприятий города и области.
В январе 1942 г. строительство оборонительных рубежей было закончено. В «Акте комиссии по приемке укрепленного рубежа Горьковского обвода, построенного на дальних подступах к г. Горькому» отмечалось высокое качество выполненных работ. ПС-3 основные работы на строительстве Горьковского оборонительного рубежа закончило в конце декабря 1941 г. Полностью все работы со сдачей были завершены 20 января 1942 г.
11 января 1942 г. вышло постановление ГКО № 1128с о возобновлении строительства большой Московско-окружной железной дороги (БМО), которое было прекращено после введения в Москве осадного положения в октябре 1941 г. Именно на строительство БМО после завершения работ на Горьковском рубеже обороны было решено направить ПС-3. В своих записках В. А. Беручан вспоминал об этом так:
Переброска полевых строительств шла очень плохо, и она затянулась очень надолго, почти до 5-10 марта с. г.
Весь март месяц пошел на подготовку и только в апреле месяце начали налаживать нормальную работу.
Первоначально планировалось открыть рабочее движение в июле 1942 г. Несмотря на большие трудности, ПС-3 имело полную возможность уже в мае закончить строительство целого ряда искусственных сооружений (мостов, лотков и труб) и соединить отдельные участки Столбовая – Михнево и Бекасово – Столбовая. Полевое строительство вступило в период окончания работ по отдельным перегонам, что позволяло в течение двух-трех месяцев закончить всю работу и сдать имеющую огромное оборонное значение дорогу в эксплуатацию.
Окончательно введен в эксплуатацию в 1943 г. Для увеличения щелкнуть по изображению.
Однако совершенно неожиданно начались серьезные организационные преобразования. Сначала Полевое строительство № 3 было реорганизовано в Военно-полевое строительство № 98, которое затем было переброшено на строительство другого оборонительного рубежа. В результате дорога была введена в эксплуатацию только в 1943 г.
В 1943 г. на Брянском фронте В. А. Беручан в должности главного инженера 98 управления военно-полевого строительства участвовал в возведении оборонительного рубежа на р. Дон. Его изобретательность и использование в процессе строительства ряда смелых технических решений в совокупности с грамотной организацией технического персонала и рациональной расстановкой рабочей силы обеспечили досрочное окончание строительства при отличном качестве выполненных работ. За это командованием 27 Управления оборонительного строительства был представлен к ордену Красной Звезды, однако в итоге приказом ВС Брянского фронта № 34/н от 18.04.43 был награжден медалью «За боевые заслуги». А свой первый орден В. А. Беручан получил полгода спустя на строительстве оборонительных рубежей Степного фронта. Здесь под его руководством было подготовлено более 500 минеров и проведена большая работа по разминированию, в ходе которой было снято более 8 тыс. мин. Приказом ВС Степного фронта № 039/н от 18.09.43 главный инженер 98 увпс В. А. Беручан был награжден орденом Красной Звезды.
Весной и летом 1944 г. 23 Управление военно-полевого строительства (бывшее 98 увпс) действовало в полосе 70 армии, входившей в состав сначала 2 Белорусского, а затем 1 Белорусского фронтов. В период подготовки войск армии к наступлению в Ковельской и Люблин-Брестской операциях инженер-майор В. А. Беручан лично руководил работами по по строительству и восстановлению путей подвоза и эвакуации. Благодаря его умелому маневрированию строительными подразделениями и техническими средствами, все боевые распоряжения командования по строительству дорог, мостов и командных пунктов выполнялись качественно и в срок. Созданные им на переправах через реки Выжовка и Припять оперативные группы обеспечивали четкое управление работами, своевременный подвоз материалов и бесперебойное движение транспорта через переправы. Налаживая продвижение войск после форсирования рек и пребывая большую часть времени на маршрутах движения, он находил и осуществлял воплощение таких инженерных решений, которые при минимальных затратах сил и средств позволяли быстро пропустить армейский транспорт. За умелое руководство подразделениями по инженерному обеспечению наступающих войск инженер-майор В. А. Беручан приказом ВС 70 армии № 0138/н от 16.09.44 был награжден орденом Отечественной войны I степени.
В январе 1945 г. инженер-майор В. А. Беручан вновь отличился при проведении войсками 1 Белорусского фронта Варшавско-Познанской наступательной операции. Его умение рационально использовать транспортные и людские ресурсы способствовало досрочному окончанию строительства двух высоководных мостов через р. Висла в районе городов Варшава и Пулавы. А позднее при строительстве моста через р. Одер он проявил особую энергию и инициативу. Находясь на самых ответственных участках строительства, инженер-майор В. А. Беручан осуществлял непосредственное руководство работой военно-строительных отрядов. Несмотря на систематический артиллерийский обстрел противником мест работы и почти ежедневную бомбежку моста, он, проявляя мужество и выдержку, личным примером воодушевлял инженерно-технический и рядовой состав, обеспечив в срок завершение строительства моста и бесперебойное продвижение грузов наступающих частей. Приказом ВС 5 ударной армии № 130/н от 17.05.45 главный инженер 23 увпс В. А. Беручан был награжден орденом Отечественной войны II степени.
Сразу после Победы характер деятельности 23 Управления военно-полевого строительства изменился. Приоритетной задачей стало приведение поверженного Берлина в порядок. Для нормальной жизнедеятельности города требовалось восстановить практически всю полностью разрушенную инфраструктуру: метро, трамвай, водопровод, электричество, мосты, дороги. Однако самым первым сооружением, еще до 1 мая 1945 г. возведенным военными строителями 23 увпс, стала символическая Триумфальная арка для войск победителей на въезде в Берлин в начале Франкфуртер Аллее (именно так указано в подписи к известной фотографии Е. А. Халдея, хранящейся в РГАКФД. По другим данным арка находилась в начале Райнштайнштрассе в Карлсхорсте – В. Т.).
Однако главной задачей для 23 УВПС вне всяких сомнений стало возведение грандиозного памятника советским воинам в Тиргартене, а также мемориалов в Зеелове и Кюстрине. В семье ветерана бережно хранится уникальный фотоальбом, подробно рассказывающий об этих событиях. Можно посмотреть также размещенный на сайте фронтовой фотоальбом В. А. Беручан.
* * *
Подробности послевоенного периода жизни В. А. Беручан пока не выяснены. Известно, что в 1954 г. он трудился на сооружении объектов, входивших в систему Московского бассейна министерства морского и речного флота СССР. По мере поступления сведений данный материал будет дополняться.
- Материалы банка электронных документов Память народа.
- Центральное Управление военных сообщений Красной Армии. Схемы железных дорог и водных путей сообщения СССР. — М.: Воениздат НКО СССР, 1943.
- В. Н. Маляров. Строительный фронт в годы Великой Отечественной войны. Создание стратегических рубежей и плацдармов для обеспечения оборонительных операций вооруженных сил в годы войны 1941–1945 гг. — СПб.: Военно-инженерный университет, 2000.
- В. Н. Земсков. Народный подвиг на строительстве оборонительных рубежей в 1941—1943 годах. // Политическое просвещение, № 3(80), 2014.
- Г. В. Малиновский. Саперные армии и их роль в Великой Отечественной войне. // Военно-исторический архив, № 2(17), 2001.
- Генеральный штаб Советской Армии. Главное оперативное управление. Альбом схем основных операций Великой Отечественной войны Советского Союза 1941–1945 гг. — М.: 1952.
за предоставленные из семейного архива материалы.
Для увеличения щелкнуть по изображению.